ВВС Германии оказались в глубоком кризисе. Сейчас для них одномоментно сошлись вместе проблемы долгосрочные, проблемы среднесрочной перспективы и проблемы текущие.
Долгосрочная проблематика связана с вопросами плановой замены устаревшего или выслужившего установленные сроки вооружения, военной и специальной техники. В этом плане знаковой темой является замена семейства самолетов «Торнадо», принятых в боевой состав Люфтваффе 40 лет назад. Самым «молодым» экземплярам из них более 20 лет. Согласно авиационной стратегии министерства обороны Германии, истребители-бомбардировщики этой марки» должны будут выводиться из боевого состава в 2025-2030 гг.
Однако, как считают в экспертных кругах, это вряд ли удастся провести в запланированные ранее сроки. Офицеры ВВС полагают, что 20 лет тотальной экономии на вооруженных силах сказались и на техническом состоянии имеющихся машин, и на откладывании задач своевременного перевооружения. В результате авиационным частям с трудом удается проводить плановые учения и выполнять зарубежные миссии в кризисных зонах. Планы по налету не удается выполнить.
Если Великобритания уже в прошлом году отправила на покой все свои «Торнадо», а Италия к 2023 заменит все такие самолеты на американские многоцелевые машины F-35, то в Германии все застряло на политическом уровне. Правительство Ангелы Меркель никак не может определиться с тем, какой самолет должен прийти на замену «Торнадо» — американский F-18 в версии «Супер хорнет» от «Боинга» или «Еврофайтер» германо-британско-итальянского производства. Решение в правительстве откладывалось несколько раз, теперь оно ожидается в марте. Стоит отметить, что помимо темы замены «Торнадо» на политическом уровне дискутируется еще несколько проектов перевооружения Бундесвера.
Из главных затруднений по этой теме для федерального правительства выделяют два:
- промышленные круги и профсоюзы требуют вместо «Торнадо» закупить дополнительное количество «Еврофайтеров», что позволит загрузить производство с сохранением рабочих мест в Баварии; а производитель — германское отделение «Эйрбас»
- 20 из 90 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» являются носителями ядерного оружия, американских ядерных бомб, хранящихся в Германии; этот требует, чтобы самолеты, идущие на замену, прошли американскую процедуру соответствующей сертификации, а это, понятно, проще будет для самолетов от «Боинга»
С точки зрения руководящего состава Люфтваффе, более предпочтительнее был бы вариант с американской машиной, поскольку в этой линейке их привлекает также самолет РЭБ EA-18 «Гроулер».
Но и со стоящими сегодня на вооружении «Еврофайтерами» все не так просто. Несколько дней назад в одной из программ телеканала АРД эксперт по обороне от Левой партии Тобиас Пфлюгер заявил, что из 140 самолетов этого типа в настоящее время полностью боеспособны только 10 и что причина катастрофического положения, в частности, в нехватке средств на закупку запчастей. Его оценку подтвердил некий другой эксперт, пожелавший остаться неизвестным. Примечательно, что телеканал, контролируемый государством, отправил запрос по этой теме в министерство обороны, однако ответ не был получен.
Комментаторы не исключают вероятность именно такого положения, поскольку ситуация с техническим состоянием парка Бундесвера, и особенно ВВС, остается плачевной. Проблемы возникали несколько раз даже с самолетом министра обороны.
Однако на прошлой неделе ВВС затронула и проблема заражения коронавирусом. Позитивный диагноз зафиксирован у военнослужащего Люфтваффе, в связи с чем на карантин отправлено еще четыре десятка человек. В данном случае речь идет не о боевых формированиях, а о специальном отряде транспортного обеспечения правительства. Очевидно, что реальные масштабы распространения данной инфекции в ВВС будут понятны ближе к середине марта.