Концепция минивэна - вместительного семейного авто с габаритами и по высоте чуть больше обычного, но такого, чтобы вмещался в гараж среднестатистического американца, обладал вместительностью фургона, но динамикой автомобиля - витала в воздухе давно, но воплотить ее в металл смогли только в 1983 году - именно тогда, 2 ноября 1983 года с конвейера сборочного завода Crysler в канадском Винздоре сошел первый в истории минивэн Plymouth Voyager. Продававшаяся под марками Plymouth Voyager и Dodge Caravan, новинка от Крайслера моментально завоевала рынок: в первый же год было продано более 200 000 машин. Американцы быстро оценили новинку.
Мощный 3-х литровый двигатель и мягкая подвеска легкового авто обеспечивали превосходные динамику и ходовые качества. Отличные возможности трансформации салона, легко превращающие 7-ми местный минивэн в 2-х местный фургончик.
Небывалые для многоместных фургонов мягкие комфортабельные сиденья. Сдвижная дверь и особое расположение посадочных мест, обеспечивающее легкий доступ к третьему ряду.
Успех "Каравана" был очень кстати: к концу 70-х дела были плохи: фирма отчаянно нуждалась в госкредитах, чтобы гасить свои убытки. Очень сильно мешали дешевые и качественные японские автомобили, наводнившие рынок.
Но новое есть новое. Как бы хороши не были "японцы", вместительных семейных автомобилей они пока не делали. Во многом благодаря "Караванам" Крайслер начал восстанавливать свои позиции на мировом рынке. Но концепция минивэна оказалась настолько актуальной, что остальные гиганты автоиндустрии тут же ответили выпуском своих версий минивэнов.
Быстрее всех выпустил свой минивэн европейский Рено, всего через несколько месяцев после Крайслера. Конечно же, проект минивэна европейцами был задуман задолго до успеха Крайслера, да и внешний вид автомобиля говорит о том, что проектировали его не оглядываясь на внешний облик успешного американца. Хотя к разработке этой машины и были причастны бывшие работники Крайслера, явно принесшие на Рено идею об успешности нового формата автомобиля.
Вскоре вывел на рынок свой минивэн и концерн GMC: догонять Крайслер они собрались на Chevrolet Astro, оказавшимся отчего-то очень сильно похожим на крайслеровский "Караван". Хотя это был все же больше вэн, да и девиз Шевроле звучал что-то вроде: "если твоя жизнь не вмещается в минивэн..."
Форд тоже не стал долго думать и сделал свою версию "Каравана" - Ford Aerostar.
Минивэны стали заполнять рынок. Все больше автопроизводителей стало включаться в гонку.
К началу 90-х японцы отказались от своих оригинальных и не совсем удачных проектов и сделали шаг к минивэнам следующего поколения, задав стандарты принципиально нового облика 90-х - облика плавных, обтекаемых линий.
В 1994 году Форд выпустил Windstar в стиле дизайна начала 90-х: округлые, обтекаемые плавные формы без каких-либо углов.
Космический дизайн выдал GMC, выпустив минивэн Lumina APV
Не отставала от гонки минивэнов и Honda, показав в 1994 году свой Odyssey
Тем временем, к десятилетию выпуска минивэнов Крайслер держал 40% рынка и под натиском конкурентов не сдавался. Погоня придавала разработчикам сил. Теперь настала очередь Крайслера подсмотреть и собрать воедино все наработки конкурентов в этой области. И вот наконец-то, курочка снесла золотое яичко. Крайслер выпустил принципиально новый минивэн, так как два предыдущих поколения "Караванов" были, по сути, одной и той же машиной с незначительними отличиями . Новый "Караван" 1996 года тут же получил премию "Автомобиль года". Мы видим, что дитя Крайслера не оригинально, но оно обобщает и собирает воедино все достоинства минивэнов 90-х: комфорт, мощь, удобство, динамику и обтекаемый аэро-облик.
Тойота ответила на американский "Автомобиль года" достаточно тривиально - практически полностью скопировав внешний облик американца.
Хонда тоже пошла по пути Крайслера и в 1998 году выпустила новую Одиссею в стиле нового "Каравана".
Конечно же, моделей минивэнов выпускалось гораздо больше, чем вошло в эту статью. Но, думаю, что концепция минивэна на основе представленных моделей стала читателю ясна и больше примеров не требуется.
К середине 2000-х эра минивэнов стала подходить к концу. Почему? Появились 7-ми местные внедорожники, стали входить в моду кроссоверы, в семье появились вторые и третьи автомобили. С подорожанием топлива люди с ограниченным бюджетом стали переходить на малолитражные автомобили. Да, вкус рынка изменился... Рынка, вкусы которого диктуют автогиганты. Потребитель, конечно, делает свой выбор, но в основном следуя моде. Но все возвращается, и популярность минивэнов обязательно вернется.