Глава 27
Итак, новая цель была поставлена, предстояло вести коллектив выбранной дорогой.
В школе теперь были хорошие, светлые, просторные классы с добротной мебелью и грудой учебных пособий, находившихся, правда, в одном, общем месте. Чтобы разместить всё это по кабинетам, необходимо было иметь огромное количество шкафов и стеллажей. Пришлось самому заняться проектировкой стеллажей и шкафов-стенок и пригласить хороших столяров для их изготовления. От строительства школы осталось много материалов, но вновь пришлось закупить много досок и тёса хвойных пород. Было установлено станочное оборудование для обработки пиломатериалов; всю вторую половину дня на нём работали мастера, так как днём в мастерских шли уроки, а свист циркулярных пил и строгальных станков мешали учебному процессу.
Изготовлением стенок и стеллажей занимались Иван Тимофеевич Ширчков и его зять Дегтярёв, а также Иван Павлович Факунин. Делали они это качественно и с большим желанием. Мебель эта сохранилась до сих пор. К концу учебного года эта работа в основном была завершена. Учебные пособия были разобраны по кабинетам. Принципиально скелетная схема учебных кабинетов была создана.
В конце учебного года на педсовете я выступил с докладом на тему «Работа учителя-предметника в условиях кабинетной системы», где подчеркнул, что каждый вдумчивый учитель в процессе своей работы должен останавливать внимание на фактах, имеющих отношение к содержанию его предмета. Так, у каждого учителя должна вырабатываться привычка подходить к окружающей жизни со своей меркой, устанавливать свой угол зрения, развивать остроту профессионального видения. Поэтому, также как и писателю, учителю нужна записная книжка. Туда он заносит то, что может пригодиться в работе: встретившееся при чтении книги интересное высказывание, оригинальный оборот речи, стихотворение, которое можно будет потом порекомендовать почитать учащимся, афоризм, который в будущем может стать темой сочинения и так далее. Все материалы такого рода должны стать своеобразной копилкой учебного кабинета, превращая его в творческую лабораторию.
Чтобы собирание материала не превращалось в плюшкинское бессмысленное накопительство, нужно знать, что собирать и зачем. Во-первых, имеет смысл собирать материал, относящийся к содержанию самого предмета: описание фактов, их современное толкование, иллюстрации и фотографии, которых нет в педагогических изданиях, учебниках и пособиях. Во-вторых, материал, составленный самим учителем и учащимися: задачи, предложения, примеры, упражнения, образцы ученических сочинений и тому подобное. В –третьих, то, что относится к способам передачи учебного материала в различных педагогических условиях: самодельные наглядные пособия, карточки для индивидуальной работы с учащимися, планы и конспекты наиболее интересных и удачных уроков. Таким образом, собирается то, что поможет учителю как можно лучше раскрыть и донести до сознания учащихся содержание предмета, сделать его преподавание живым и интересным. Чтобы собираемый материал не превратился в груду устаревшего хлама, нужно в момент отбора делать по свежим следам краткие заметки: откуда и где взят материал, как можно его использовать.
Примерно такую установку дал я учителям для последующего оборудования и оформления учебных кабинетов. Затем, эта установка ежегодно проверялась, уточнялась и подталкивала каждого учителя, как на обновление, так и на пополнение кабинета. А через два года работы в условиях кабинетной системы на одном из республиканских совещаний я уже делился опытом работы. Кабинетная система приживалась в стране медленно и с большим трудом, как и всякая новая идея, имеющая не только сторонников и последователей, но и противников. Причём, среди противников этой идеи было много умных и достаточно грамотных людей, неплохо знающих своё дело. Но постепенно и они становились в фарватер.
Своё начинание, касающееся кабинетной системы, мне приходилось часто отстаивать в последующие годы работы уже в городских школах. И, должен признаться, делал я это довольно успешно. По этой теме у меня сохранилось много интересных мыслей и планов, который я претворял в школе-интернате №1, в школах 5, 29 и 4 Саранска.
В Ново-Девиченской школе были созданы и начали работать два кабинета математики, кабинеты физики, химии, истории, географии, биологии, два кабинета русского языка и литературы, спортивный зал. При школе функционировала вечерняя школа, и интернат для учащихся из отдалённых сел и деревень. Интернатное заведение было расположено в корпусах 2 и 3, а столовая в новом пятистенном домике.
Всего в интернате проживало около 60 человек. Воспитателем этой большой группы была назначена Валентина Кузьминична Варжина, по образованию агроном. До этого времени она работала агрономом в колхозе и считалась неплохим специалистом. Я хорошо её знал и как человека, и как профессионала.
В этой новой должности она проработала до ухода на пенсию. Со своими обязанностями справлялась, и дети её быстро полюбили, всегда относились к ней с благодарностью. Не смотря на большое количество детей в интернате, по штату был положен всего один воспитатель и один повар. Даже ночной сторож не полагался. Вот так во все времена у нас экономили на школах.