Мы почти ничего не знаем о механике боя в ранней русской истории. Летописи содержат крайне скудные подробности относительного того, как и с помощью какого оружия вели бой наши предки. В этой статье, на материале Новгородской первой и Лаврентьевской летописей постараемся представить основные методы древнерусского боя.
В лето 6454, а по новому летосчислению в 946 году княгиня Ольга с сыном Святославом "собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю, и вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило ему в ногу, ибо был Святослав еще ребенок".
В данном случае глагол бросил летописец использует в значении метнул. Т.е. Святослав, сидя на коне, метнул копье в противника (древлян), но т.к. был еще маленьким, копье пролетело между ушей коня. Из этого можно заключить, что метание копья всадниками было обычной практикой древнерусских воинов. Князь-дитя, не обладающий достаточной силой, совершает этот акт символически, давая сигнал к началу сражения. Копье вполне закономерно падает под ноги коню. И действительно, сразу же после этого читаем: "И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем»; и победили древлян".
Наверняка в войске Ольги и Святослава были и конные, и пешие, и метание копья было навыком, которым должен был обладать любой воин. В летописях часто встречаются упоминания о метании копий в противника.
В зрелом возрасте Святослав "стал собирать много воинов храбрых. И легко ходил в походах, как пардус (барс), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины".
Исходя из этих слов летописца, можно заключить, что княжеская дружина была достаточно мобильной и перемещалась верхом, без обоза. Раз у уж спали на потниках с седлом в головах. Либо же мобильной была только некоторая часть, делавшая оперативные вылазки во время военных походов. Например, когда Святослав узнал о приходе печенегов к Киеву, он тут же вскочил на коня, прискакал в город, собрал дружину и только после этого повел ее на врага. Вероятно число тех, кто прибыл с ним, было недостаточным, чтобы расправиться с неприятелем.
С точки зрения нашей темы любопытен эпизод во время осады Киева печенегами. Печенежский князь, желая подружиться (правда, непонятно с какой целью) с киевским воеводой Претичем, обменивается с ним оружием. "И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы, а тот дал ему кольчугу, щит и меч". Претич — воин княжеской дружины, однако, не состоит в летучем отряде, поскольку не находится со Святославом, а сидит в городе. Поэтому в списке его вооружения кольчуга, щит и меч — оружие с которым воюет пеший витязь. Главное его средство — доспехи, а не конь.
Тяжелая кольчуга и не менее тяжелый меч как раз свидетельствуют, что не все древнерусские воины сражались верхом. Логично предположить, что конницы и пехоты в княжеских дружинах было примерно поровну.
В 971 году "пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе. И вышли болгары на битву против Святослава, и была сеча велика, и стали одолевать болгары. И сказал Святослав своим воинам: «Здесь нам и умереть! Постоим же мужественно братья и дружина!» И к вечеру одолел Святослав, и взял город приступом".
Когда летописец упоминает слово сеча нам представляется, конечно же, рукопашный бой, на худой конец схватка конных и пеших, в которой используют мечи, сабли и топоры. Но важно помнить, что рукопашные схватки требуют неимоверного напряжения сил (это только в фильмах они длятся бесконечно). Многочисленные исторические реконструкции древнерусских сражений подтверждают, что сеча происходит максимум за несколько минут. Потом люди должны отдышаться.
Сечей, а тем более великой сечей поэтому правомерно называть несколько рукопашных схваток в продолжении одной битвы (сражения).
Сеча очень часто встречается в древнерусских летописях. Наши предки часто бились врукопашную, иной раз так тесно и упорно, что могли буквально схватить противника за руки.
И все же древнерусский бой — это не исключительно рукопашная с мечами, топорами и булавами. Все это оружие для воина было скорее второстепенным, запасным. Главными же были лук со стрелами, сулица (нечто среднее между копьем и стрелой, короткий дротик) и старое доброе копье. Прикрывали себя щитами. Все это оружие использовали не только княжеские дружинники, но и народные ополченцы, а также жители городов, когда их осаждал противник.