Недавно в Петербурге прошла бизнес-конференция «Digitale. Счастье». Пять потоков интереснейших спикеров, которые рассказали, как добились счастья в работе и в жизни. Конференция оказалась настолько успешная, что мы не могли пройти мимо такого события и взяли интервью у ее организатора Сергея Прусса, основателя маркетинговой фирмы Serenity.
Задавала вопросы ВИКТОРИЯ КОРОТКОВА
Фотографии АННА РЫБАЛКИНА (@tobelightpro)
Что разжигает ваш огонь внутри?
Маркетинг. И один из таких примеров — конференция «Digitale». Каждую мы стараемся сделать максимально необычно, и у каждой есть своя концепция. Тема никогда не связана с бизнесом, но мы это как-то совмещаем, и выходит хорошо.
Была конференция, посвящённая любви, изменению мира к лучшему, достижению мастерства и счастью. И мне кажется, что последняя была особенно классная с точки зрения отдачи энергетики, потому что счастье — важная штука для всех. Например, Игорь Манн, который обычно рассказывает о бизнесе и личной эффективности, первый раз говорил о счастье, формулировал свои принципы, раскрывал секреты. Я слушал Ирину Хакамаду и смотрел на участников. Им было полезно и важно то, что она говорила, так как, хотя они пришли на бизнес-конференцию, все решали свои личные вопросы. И, на мой взгляд, после конференции у многих планка в личном счастье выросла. Это приятное влияние на мир. И это зажигает больше всего.
Как вы поняли, что у участников выросла планка счастья?
В этот раз ко мне лично подходило больше людей, чем когда-либо. Ко мне обращались наши поклонники, которые уже не первый год ходят, и выражали глубокую и искреннюю благодарность, рассказывали, что после прошлой конференции бизнес вырос в два раза. Мне кажется, что выбранная нами тема — счастье — очень личная. И люди приняли её близко к сердцу, поэтому конференция была так успешна.
Судя по аншлагу и отзывам, некоторые выступления вызвали небывалый интерес. В этом и была суть, потому что программа и спикеры — это наш главный фокус. Мы выделяем на них больше всего времени и энергии. Хочется, чтобы была максимально сильная программа. Поэтому, когда много обращений выступить спикером на нашей конференции, приходится отказывать.
Сейчас мы достигли очень высокой планки, но при этом я не помню ни одного негативного отзыва, особенно от спикеров.
Они всегда довольны. На каждого у нас есть свой менеджер, который помогает, сопровождает, кормит, объясняет. В этом плане у нас любовь со спикерами. Мы даже площадку выбрали в том числе, чтобы было уютно и функционально: не просто встретились, холодно пообщались и разошлись, а чтобы это запало, запомнилось.
Как вы выбираете спикеров?
Первый этап отбора — под каждую концепцию только те люди, которые смогут раскрыть тему. А также мы глубоко изучаем обратную связь по каждому спикеру, который принимает участие в конференции. У нас уже нарисовалась определённая компетенция: чувствуем, что людям понравится, что полезно, что интересно. Вот уже семь лет мы этим занимаемся, и есть понимание, что хорошо, а что — нет.
Из критериев ещё стараемся, чтобы это были не чисто инфо-бизнесмены, которых очень много на любых конференциях, а люди, которые многого добились в бизнесе и жизни. На примере Ирины Хакамады видно, что она, хоть и бизнес-тренер, но сделала несколько успешных карьер. В теме счастья на работе и в жизни она эксперт. У Игоря Манна тоже много удачных бизнес-проектов. Мы зовём уважаемые компании и бренды, которыми сами восхищаемся. Сейчас блогеры — новая сила, с которой полезно сотрудничать. Поэтому мы пригласили Ольгу Кравцову, со-основателя «Кубика в кубе». И, хотя это было её первое выступление на довольно узкую тему, для блогеров, в аудитории негде было яблоку упасть.
Действительно, на конференции, посвящённой счастью, было много интересных спикеров, но порой они выступали одновременно, и приходилось метаться между потоками, чтобы послушать всех. Это было сделано специально?
Несколько потоков — это отражение нашей маркетинговой стратегии.
Успеха можно достичь, только создав сильные конкурентные преимущества, которые важны аудитории.
Мы раньше не понимали, зачем люди ходят на конференции, думали, может, знакомиться, развлекаться. Но со временем поняли (хотя это, возможно, очевидно, но было не для нас и не с самого начала), что люди ходят на программу. Поэтому мы стремимся делать самое важное, что есть в конференции, наилучшим образом: сильную программу в несколько крутых потоков, чтобы участникам иногда хотелось разорваться.
Конференции проходят каждый год?
Да. И вот только закончилась одна, а мы уже начинаем думать о следующей. Вроде главные вопросы уже исчерпали, но ещё есть идеи. Вообще, мы стараемся делать темы, которые нас самих вдохновляют. Тема прошлой конференции — мастерство. Мы глубоко прочувствовали её на себе, осознали, и, видимо, чему-то научились.
Когда мы занимались подготовкой «Digitale» про счастье, я много слышал: «Счастье у всех своё. Причём здесь счастье и бизнес?» Кто-то говорил: «Счастье — ерунда, только деньги!»; «Сотрудники не должны быть счастливы, а то расслабятся и не будут работать». И, хотя тема опасная, странная, мы всё равно попытались её осветить.
Если заметили, темы конференций не очень близки к деньгам, то, к чему сейчас все стремятся, о чём все думают. И, мне кажется, это здорово, это создаёт большую значимость.
Деньги — так себе смысл, и вряд ли они могут сделать кого-то глубоко счастливым. А научиться делать что-то мастерски — бесценно.
Особенно, если это замечают другие. Это приятно и приносит больше удовольствия, чем заработать денег за счёт конференции.
Как вообще родилась идея конференции? Вы ведь занимались маркетингом, продвигали бренды, и вдруг конференция.
Большинство всех начал — от вдохновения другими людьми. Они видят мастерство, воодушевляются и хотят делать то же самое.
Так и мы вдохновились конференцией «404Fest», которая проходила в 2013 году в Самаре. А наша конференция уже вдохновила многих ребят на организацию других мероприятий. Это здорово.
Если из более практических целей, то, как у любого маркетингового агентства, у нас складывается свой подход. И «Digitale» для нас — это способ учиться, практиковать подход и демонстрировать его для наших потенциальных клиентов. И только через такие мероприятия можно так ясно это прочувствовать и протранслировать.
Какие сложности возникают в организации конференции?
Любая организация — это много нервов, огромная непредсказуемость, особенно в России, где большинство людей любят всё решать в последний момент. И за неделю-две ещё может быть непонятно, соберётся ли нужное количество людей. А это требует железных нервов.
Возвращаясь к теме мастерства, чем больший ты мастер, тем легче у тебя получается. С каждым разом это всё проще и проще. Сейчас, после одиннадцати конференций, я бы сказал, что не так уж и сложно. Но это очень сложно. Тем более, что этот рынок сейчас активно развивается, очень много мероприятий, и их количество с каждым годом растёт в геометрической прогрессии.
Кроме того, у платных мероприятий возникают новые проблемы, потому что появляется много качественных бесплатных. Это новый тренд. Всё началось с Википедии, и теперь докатилось и до конференций. Например, правительство Москвы устраивает два раза в год бесплатные и интересные конференции. Оно на этом не зарабатывает, но этим они показывают, что поддерживают предпринимателей. Как нам тягаться с правительством (смеётся)?
На западе люди в большей степени понимают, зачем нужны конференции, и готовы платить за них.
Некоторые хотят знаний, но конференции больше для энергии, вдохновения.
И у нас пока мало кто готов за это платить, хотя это штука важная.
Счастливы ли вы в жизни и в работе?
Стараюсь. Я осознанно изучаю счастье уже давно. И именно личные мотивы подтолкнули меня выбрать эту тему для конференции. Если говорить о моём счастье в цифрах, то это, скорее всего, 8 из 10. И этот уровень постепенно растёт. Лично мне для счастья нужен смысл в жизни.
С «Digitale» я начал осознавать, что самое сильное чувство, которое создаёт такой смысл, — это воздействие на мир, когда ты можешь влиять на жизнь людей позитивно.
Ты уже живёшь не просто так, а что-то улучшилось от того, что ты делаешь.
И великими мы считаем именно таких людей, которые повлияли на счастье других. Мать Тереза показала своим примером, как можно любить, отдавать. Стив Джобс вдохновил всех на хороший маркетинг, на создание крутых продуктов и упрощение жизни. Это люди, которые меняют жизнь к лучшему, и мы восхищаемся ими.
То же мы стараемся делать через «Digitale» и создавать внутри «Serenity». Горжусь нашей культурой, командой, атмосферой, которую я осознанно выстраиваю уже 13 лет. Очень приятно быть в такой среде, я вижу, как людям это нравится, как они растут, развивается их мастерство. Здесь нет людей, которые работают, просто чтобы заработать деньги, и это кайф.
Как же стать счастливым?
В понятии счастья я не могу согласиться с капитализмом или гедонизмом. Они, скорее, описывают его в короткой перспективе. Это ежедневные радости, типа покупок, сладкого или секса. Они не ведут к долгосрочному счастью. Мы съели, купили, насладились, и радость от этого быстро проходит.
А долгосрочное счастье — в развитии мастерства, в творчестве, во влиянии на мир к лучшим изменениям. Когда у тебя в жизни стоят такие цели, это и есть истинное счастье.
Может, оно не здесь и не сейчас, но ты над этим и работаешь. Я верю в смысл жизни. Когда есть смысл, тогда может быть истинное счастье, а без него [смысла] заедать это всё каким-то наслаждением неправильно. Это не работает.
Когда нам удаётся делать крутые комплексные кампании, меня это воодушевляет. Как одна из причин делать «Digitale»: когда создаёшь и получается, это круто, это огромное удовольствие. Всегда приятно творить, но в процессе также возникает много сомнений. Бывает, с самого начала кажется, что слишком много неизвестного и непонятно, как с этим работать, но в итоге всё вырисовывается, органично встаёт на свои места.
Я считаю, что счастье — в творчестве, в созидании. Мы можем не осознавать, но именно в этот момент мы счастливы.
Сам процесс творчества — это сложно и дискомфортно. Но если всё получается хорошо, и миру это заметно, только тогда наступает приятное удовлетворение.
Другие статьи журнала «– ИМЕННО.» вы можете найти здесь.