Сибирь издавно всякой ягодой славится. У нас, в верховьях Большой Кети, это малина смородина да черника. Ещё клюква на дальних припойменных болотах. Одно болото , ещё дальше в верховья, так и зовется, Клюквенное. Но туда редко сейчас кто добирается, если только заготовители. А у нас свое небольшое есть, в нескольких километрах. Не каждый год, но можно с ведерко и собрать. Смородина тоже везде растет. Вот рядом с деревней за огородами болото, там и растет. у каждого в деревне есть кусты на примете, туда и ходят по смородину. А малинник на старице знатный был. ведрами раньше собирали. Малина, хоть и не в пример домашней мелкая, да сыпучая, но душистая. Зимой откроешь варенье, а по избе дух малиновый стелется. Черничник тоже рядом почти рос, от деревни километра полтора было. да пожег его пал лесной, когда то он восстановится ещё. А для радости можно ещё горсть земляники собрать. Её то у реки не особенно растет, на полянках да покосах кустики для радости ребятне на стакан обобрать, но в сторону Енисея если от нас километров на тридцать, на полях пировских уже ведрами собирают. Ещё голубика попадает, а вот жимолости нет, не виделось, хотя её на том берегу Енисея в стороне североенисейской видимо - невидимо. По покосам, да по осиновым колкам ещё костяника растет. ягода сладкая но с крупной косточкой, да никто её не берет - костяника одним словом, но на покосе, чтоб пот не заливал лицо, не воду пить надо, а горсть той костяники съесть - знатно освежает. Местами густо растет красная смородина, или кислица по нашему, к ней отношение двоякое, кто считает её сорной ягодой, а некоторые хозяйки с неё делают джемы да варенья для морса - в летнюю жару исключительное питье. Брусника ещё есть. но тоже места надо знать, подле деревни она не растет, а на болота не каждый рискнет сунуться без проводника. Хотя мне и подле деревни ведомо местечко, где можно немного брусники набрать на угощенье. Тетка у меня калину любит. Её ватрушки с калиной, самый лучший гостинец. Черемухой вообще все берега обросли. Весной, когда она цветет, будто плывешь по душистому воздуху.
А сколько ещё ягоды без названия мы по малолетству в рот тянули времени не хватит описать. Ядовитые то четко знали - изредка волчье лыко попадалось - к нему вообще не подходили, вороний глаз отпугивал своей необычностью, да бузину с пасленом не жаловали.
Мне уж казалось, что про ягоду прикетскую я все знала, но вот дед соседский рассказал мне свою историю.
Было это уже когда война прошла. Он по возрасту на неё не попал, но досталось парнишке несладко, вся колхозная работа на нем висела. И домашнее хозяйство тоже. А дома три сестренки, мал, мала, меньше. Самые страшный месяц послевоенный. В деревне беспросветный голод, были выбраны все запасы. Лето в самом начале, а до урожая ещё дожить надо было. Хозяйки из лебеды лепешки делали, из крапивы суп варили, а ребятня накинулась на пучки, что в начале лета набрали сока, да на черемшу, что уже хорошо пошла в рост. На вечер можно было на реку пойти если повезет, на уху набрать окуньков. Так и переживали то лето.
И вот, то ли голод так донимал, то ли время после посевной выдалось свободное, а для покосов ещё не пришло, пошел мой сосед в лес, может что и удастся съестного добыть. Грибам на ту пору рано, смородина - зеленая стоит. Птичьи гнезда пустые - птенцы вылупились уже, а силки не кому учить ставить - охотники все на фронт ушли. А деды, что ещё в столыпинскую в Сибирь приехали тайги не жаловали, и охоты не знали.
Вот забрел он к болоту, что недалеко по за огородами, и вдоль него пошел вглубь, в сторону тропы на реку, Глядь, а в стороне кустик растет, весь усыпанный синей ягодой. Не иначе голубика, решил он. Ну свернул кулек из листа и давай собирать ягоду, хоть сестренкам на радость. А невдомек, что ягода на эту пору ещё не вызрела бы. Обобрал почти все, и напоследок закинул пару ягодок в рот. И тут услышал цоканье рассерженной белки. Взривок у него встопорчился он в прыжке повернул назад и увидел ту белку, тут у него как разум помутился. Видит он перед собой белку, а воспринимает как соперника, с кем воюет за свою территорию. Прыгнул он той белке навстречу, белка испугалась, и заскочила на дерево, он следом, так по веткам и прыгал, помнит, что пару раз сорвался, однако быстро приспособился , там недалеко сосняк рос, вот он туда и скакал за противником. Пришел в себя подле тех сосен, одежда вся истерзанная, руки и ноги исцарапанные, кожанные чуни где то потерял. А в голове всплывали отрывки памяти, будто он находится где то на самой макушке сосны и прыгает с ветки на ветку. Не поверил сперва сам себе, решил что от голода разум помутился вот и почудилось, а руки - ноги поцарапал, когда из болота с замутненым сознанием к соснам выбирался.
Решил домой идти, а по пути ягоды подобрать, что видимо там и оставил, и действительно, подле куста кулек лежал, ягоды немного высыпалось, но собрать со мха труда не составляло. Когда почти дошел до деревни, навстречу пес выскочил дворовый. Собак хоть и мало осталось, но были у людей, весной сами уходили в лес и добывали пищу - кормить особо нечем было. Пес хоть и худющий был, но уже шустрый - отъелся по весне. Вот и скакал подле него, радуясь хозяину.
Паренек то от пса кулек повыше поднял, да не утерпел, ещё ягоду в рот закинул, вот тут то его и замкнуло в другой раз, чувствует он себя псом, и есть у него друг из этой же стаи, так с этим псом и прыгал, звал за собой в лес. Матери то дома не было, но все видела сестренка. Она то и рассказала, что вел себя парнишка как настоящая собака, так же бегал, так же лакал воду из миски, а потом с дворовым псом ускакал в лес, и она не смогла их докричаться. Уже утром нашли его на сеновале, и он ничего не помнил, ни где был, ни чем занимался.
Понял он, что ягода всему виной, пошел за огород, и всю рассыпанную ягоду растоптал, чтоб никто ненароком не поднял и не попробовал.
А потом стали возвращаться мужики с фронта. Кое кто с оружием, были и охотники. С ними легче стало. Кто то зверя добыл в лесу, там и новый урожай созрел, и картошка пошла.
А мой сосед больше никогда не встречал ту ягоду. Очень похож, говорит, куст на кусты голубики, только листья сизые и веточки бардово фиолетовые, а ягоды обычные - темно синие, с голубоватым налетом. И ещё, она в болоте растет,