“- С вами все в порядке? Вы немного взолнованы.
(после длительной паузы)
- Я поругалась со своим сыном.
- Почему?
- Я боюсь за его будущее. Ему шестнадцать — скоро заканчивать школу, а он постоянно в этом телефоне!
- Могу я задать вам вопросы?
- Да, конечно
- Почему вы требуете этого? Высшее образование вам понадобилось в жизни?
- Нет. Но ведь так НАДО! Везде для работы нужно высшее образование.
- Почему вы так считаете? У вас высшее образование — почему вы не работаете по специальности?
- Это другое! У нас было другое время.
- Время у всех всегда другое… Оставим это. Скажите, у вас есть серьезный повод беспокоиться за сына?
- Нет. Он хороший, умный. Но я боюсь…
- Чего боитесь?
- Что он не знает, что ему делать дальше — а я не могу ему помочь… Потому что сама не знаю, что делать…
- Вы не знаете что делать. Думаете, что и сын не знает, что делать. Вы с ним об этом говорили?”
(небольшие реплики из диалога с мастером из салона)
Вновь эти призраки и драконы: “я подумал, что ты подумал, что я подумал”
Но сейчас не о них. Давайте пройдемся по Высшему.
Я не говорю, что высшее образование не нужно — многим, как минимум, оно помогает строить будущие социальные связи (посмотрите многие вертикали власти).
Но нужно понимать ЗАЧЕМ? Это целых 4 года, для того чтобы потратить его просто так.
Скоро у многих родителей и их чад начнутся подобные головные боли. Поэтому излагаю свои мысли и предложения тут. Вы можете соглашаться, а можете не соглашаться.
Я сам двадцать лет назад проходил такое. Многие мои ровесники сейчас будут отдавать уже своих детей учиться в ВУЗ — и это в первую очередь моё обращение к ним.
Сделайте паузу в вашем напоре. Освежите память. Вспомните — мы сами были там 20 лет назад. Вспомните, что вас мучало, волновало.
Не нужно “калечить” жизнь детей — просто потому что кто-то сказал что так надо. Даже если об этом говорят все и общество.
Это ведь может стать опасной лавиной.
Социальное давление заставляет нас получать образование, которое нам не нравится.
И с этого потом начинается наша карьера, которая нас не устраивает — что приводит нас к образу жизни от которого нас тошнит.
Не нужно продолжать этот порочный круг.
Задача взрослых не запускать бессмысленные круги, а передавать мудрость поколению.
Мое видение:
Мне нравится идея — дать возможность выпускникам школ взять 1 (один) год перерыва между учебой: между старшими классами и ВУЗом. Дать возможность после полученных первых знаний — дать этим знаниям полноценно осесть, дать ребятам самим “пережить” эти знания, понять чего они дальше хотят. Без давления.
Дать им возможность развивать свои таланты, свои сильные стороны, свое истинное призвание. А возможно посмотреть мир вокруг.
Нас учили по другому. Но это не значит, что стоит продолжать делать то же следующим поколениям.
Мир стал другим. Мир стал ближе.
И я расширю эту идею. И скажу, наверное, самую непопулярную идею — необходимо дать (равную) финансовую возможность всем выпускникам (и будущим абитуриентам) — а их в год не более 300 000 молодых казахстанцев которым дальше отвечать за страну — провести этот год за общественные средства (государственные).
Государственные субсидии возможно с опцией последующего возврата.
Это поможет и снять давление с родителей.
(забегая вперед — я не родитель, но готов поддержать такие программы)
Мы ведь уже платим за прошлое (солидарная пенсионная система) — почему бы не инвестировать в будущее?
Вместо того, чтобы зарождать очередь из очередных неуверенных “калек” с потраченным временем.
ЗЫ. Я иногда по просьбам владельцев компании, провожу обучающие сессии с молодыми специалистами — недавно был в группе из шести “свежих” специалистов (21–22 года) — могу сказать, что ситуация с образованием не изменилась. Такие же потерянные души сидят на стульях напротив.