Найти тему
СЕТЕЛИТ

Девочки и мухи

(рецензия на книгу «Муха по имени Штиглица» Арины Обух)

Юная санкт-петербургская писательница Арина Обух неоднократно печаталась в толстых журналах «Дружба Народов», «Октябрь», «Звезда», «Знамя», также она становилась финалисткой ряда литературных премий со своей короткой прозой. Обух – потомственная художница: и это не только кисти, краски и теория цвета, которые мелькают на страницах ее произведений, но и особый импрессионистский взгляд художника.

Писательница Арина Обух. Источник фото: ее личная страница во "Вконтакте"
Писательница Арина Обух. Источник фото: ее личная страница во "Вконтакте"

В 2019-м году вышел ее сборник рассказов и повестей «Муха имени Штиглица», вошедший в лонг-лист «Национального бестселлера». Сборник сопровождают собственные иллюстрации Обух: автопортреты, выразительные профили, женщины-бабочки и летающие рыбы – их странные угловатые формы подчеркивают ирреальность происходящего в текстах.

«Муха по имени Штиглица», давшая название сборнику, это повесть об альма-матер Арины Обух, художественной академии имени Штиглица – в народе просто «Муха», в честь Веры Мухиной.

Стайки девушек и почти мифологические, едва уловимые парни, немного инфернальные ткачихи с отделения художественного текстиля, изнеженность и непонимание того, что делать дальше, после «Мухи» – жизнь в академии имени Штиглица невероятно напоминает мне родной Литературный институт, где творческая среда создает оболочку, которая несколько лет бережет тебя от воздействий внешнего мира. И все другие рассказы сборника – это продолжение этой волшебной творческой мастерской.

Несмотря на изящный язык, на буквализацию метафор и словестные игры, пронизывающие весь текст: «Катерина. А рядом мужчина, похожий на часовню. Сразу видно – Катерина строила. На совесть»; на общую атмосферу воздушного замка (рыцари и принцессы, драконы и бабочки) книге не хватает цельности, магистральной идеи. Если автор и пытается связать отдельные фрагменты текста, то это выглядит скорее механистически, как, например, в «Жизнь начала бить хвостом» – нескольких зарисовках о кошках, больше похожих на серию этюдов, написанных на одну и ту же тему.

Оптика автора – это не взгляд молодой девушки и представительницы нового поколения:

«Сейчас Муха стала гораздо свободнее. Всем можно рисовать красных коней и летающих селёдок и ломать перспективу построения на рисунке как угодно. А петровых-водкиных и шагалов – нет».

Сетование на отсутствие гениев, рассуждения о бесполезности ЕГЭ, атрибутика 90-х: «поколение Пепси», жвачка «Love is» («Можно мне любовь за два рубля?»); презрение к современному искусству (очередь на выставку Кабакова в Эрмитаж автор сравнивает с кишкой) – с чистых и светлых рассказов Арины Обух так и хочет сдуть эту нафталиновую пыль.

При этом Обух как будто бы совершенно не интересует внешняя среда, но мир мечтательной девушки, выращенной в тепличных условиях, слишком беден для целого сборника. В книге мелькают интересные, но фрагментарные жизненные наблюдения: человек в костюме коровы из «Му-му», рассуждающий о мироздании, дряхлеющие натурщицы, успевшие состариться, позируя в «Мухе».

Арине Обух не хватает жизненного опыта и серьезных переживаний, описаний несовершенств мира – сплошные красивые и незатейливые истории о рыжих девочках. Мастер в институте всегда говорил нам: «Пишите, не оглядываясь на друзей и на родителей. Не бойтесь откровенности, пошлости и боли». А Обух боится – и мир ее прозы стерилен: там нет ни политики, ни борьбы, ни тоски. Арина Обух почти виртуозно владеет словом, но, кажется, пока еще не знает, куда направить свой писательский талант.

Алла Войская

Текст впервые опубликован на сайте: https://litrossia.ru/item/devochki-i-muhi/

Больше статей вы можете прочесть в нашем паблике Скала. С новинками художественной прозы можно ознакомиться в группе Litera Nova