«Красная стрела» - один из символов не только российских железных дорог, но и страны в целом. Запущенная 88 лет назад, она до сих пор курсирует по рельсам между двумя столицами. Состав привозил на вокзалы Москвы и Петербурга не просто пассажиров, а историю государства - первых космонавтов, известных артистов, политиков и даже олимпийский огонь. В богатой биографии поезда №1 огромное количество интересных событий и фактов. Расскажем о самых значимых из них.
№1 Мировой стандарт
В 30-е годы уровень сервиса «Красной стрелы» поражал воображение. Функционировали буфеты, откуда пассажиры могли заказать еду к себе в купе, в одном из вагонов был создан телефонный переговорный пункт. На некоторых станциях позволялось связываться не только с межгородом, но и с европейскими столицами. Средняя скорость поезда достигала 70 км/ч, а все расстояние от Москвы до Петербурга он преодолевал за рекордные 9 часов 45 минут.
№2 Синяя «Красная стрела»
Первоначально название поезда было номинальным. 12 вагонов выкрасили в синий цвет и только в 1962 году его заменили на темно-красный. Вагоны делились по уровню комфорта: 7 жестких купе, три мягких, один спальный вагон на двоих пассажиров и один багажный вагон. Именно в этом экспрессе организовали первый спальный вагон повышенной комфортности (СВ). Он носил название «вагон для императорской семьи» или «свитский». Через двадцать лет после запуска деревянные вагоны сменили на металлические, еще больше повысив уровень безопасности и комфорта.
№3 Двойной номер
С момента запуска экспресс «Красная стрела» курсирует под номером 1/2. Причем №1 – это маршрут «Петербург-Москва», а из Москвы в Петербург номер сменяется на двойку.
№4 Опередить Сталина
Первый состав вел знаменитый паровоз «Иосиф Сталин». Позже его заменили на паровоз «232», который развивал максимальную скорость до 180 км/ч. Однако, несмотря на мощность этой модели, в серию их не допустили. По легенде это произошло именно из-за того, что недопустимо идти впереди Сталина.
№5 Ленинградская блокада
В июне 1941 года «Красная стрела» в последний раз прибыла в Ленинград. О начале войны говорил только установленный на одном из вагонов пулемет. Поезд было приказано спрятать. Это коснулось не только составов, но и всего имущества: ковров, белья, посуды и предметов интерьера. В конце 1943 года «Стрелу» вернули из эвакуации. Выглядела она удручающе. Несмотря на нехватку рабочей силы и материалов, было приказано привезти поезд в надлежащий вид. В первый свой рейс после блокады состав отправился в марте 1944 года, с зенитной установкой на случай атаки немецкой авиации.
№6 С песней по жизни
Провожать петербургских пассажиров в путь «Гимном великому народу» - нерушимая традиция. Для москвичей гимн заменятся патриотичной «Москвой» Газманова. За комфортом пассажиров все также пристально следят. Удивительная особенность - достаточно повесить на дверцу купе специальную табличку с надписью «Принесите, пожалуйста, чай» и в самое ближайшее время напиток доставят в фирменных металлических подстаканниках.
№7 Мечта молодоженов
В послевоенное время «Красная стрела» стала быстрее. Теперь весь путь занимал не более 8 часов. Состав с самого начала соперничал с гражданской авиацией. И пусть последняя была быстрей, зато путешествие на знаменитом поезде было не только удобным, но и статусным. Особым шиком считалось проехать в знаменитых вагонах в день свадьбы.
№8 Рейс с огоньком
В 1980 году в вагоне экспресса «Красная стрела» из Москвы в Ленинград доставили олимпийский огонь. Позже его зажгли на Кировском стадионе.
№9 Раздвоение «Стрелы»
В 1976 году ввели второй рейс, отправлявшийся на четыре минуты позже первого. Оба состава размещались на одной платформе, в народе прозванной Проспектом «Красных стрел». Сейчас второй рейс носит название «Экспресс» и отправляется в 23:32.
На данный момент в состав «Стрелы» входит 17 вагонов. Здесь все также следят за комфортом пассажиров и чтят традиции, установившиеся за эти годы. Совершить поездку в алом вагоне мечтают многие жители России, ведь это шанс прикоснуться к истории.
Обязательно подпишитесь на канал и не забудь поставить лайк. Спасибо!