Найти тему

Как Куйбышевский кинооператор спас любимую актрису Гитлера

Оглавление

Добрая половина военного документального кино создана с помощью Куйбышевского кинооператора Николая Порфирьевича Киселева. Он подробно запечатлел штурм Берлина, взятие рейхстага и рейхканцелярии. Его кадры о подписании акта капитуляции фашисткой германии вошли в золотой фонд кинолетописи Великой Отечественной. Сегодня легендарного хроникера уже нет в живых. «Комсомолка» в канун большого праздника встретилась с родственниками Киселева. Оказалось, что массу деталей его биографии родственники до сих пор держат в секрете. Но некоторые «военные тайны» дочь и друг Киселева раскрыли «КП» впервые.

Дочь Киселева, Людмила Николаевна и внук Михаил, пришли в редакцию «Комсомолки» с пачкой семейных фото. К фронтовым дневникам в семье Киселевых относятся трепетно.

- Послевоенные записи отца начинаю читать и плачу, - говорит Люмила Николаевна, - а уж военный дневник даже открывать страшно!

Но пару военных историй о Николае Порфирьевичи родные все-таки рассекретили. Оказывается, во время взятия Берлина Киселев спас от бомбежки знаменитую актрису Марику Рекк. Она была главной звездой гитлеровского кино, фильм «Девушка моей мечты» с ее участием фашистское руководство смотрело в бункере до самого последнего дня. Во время взятия Берлина актриса спасалась в бомбоубежище. Отвоеванные территории тщательно проверялись советскими войсками. Зачистки подвальных помещений фиксировал киноаппарат Киселева. Николаю Порфирьевичу принадлежат уникальные кадры, как гитлеровца в пилотке за шкирку вытаскивают из канализационного люка. Это видео обошло весь мир. Тогда же, при освобождении простых жителей из бомбоубежища кинооператор случайно встретил немецкую кинозвезду.

Фото взято из открытых источников(Яндекс картинки)
Фото взято из открытых источников(Яндекс картинки)

- Мой папа всегда был поклонником красивых женщин, - вспоминает Людмила Николаевна, - он ее сразу узнал, Марика из развалин выбралась вовсе не такой роскошной красоткой, как на экране. Она была чумазенькая, закутана в платке. Отец любезно подал ей руку, актриса в ответ достала из сумочки открытку и дрожащей рукой отдала отцу.

Еще одна семейная реликвия – приемник из кабинета Геринга, подаренный Киселеву руководством 5-ой ударной армии. Он кстати прекрасно до сих пор работает. Из других военных трофеев имеется еще американский киноаппарат со штативом, генеральский бинокль и фен. Аппарат для сушки волос, кстати, был настоящей диковинкой после войны, но до сих пор удивляет хозяев исправной работой.

- Для него, как и для многих фронтовиков – война была счастливым временем, - вспоминает дочь знаменитого кинооператора Людмила Киселева, - они имели в душе цель и идею, испытали счастье преодоления этого кошмара и радость вернуться домой к родным и мирному труду. Отец всегда 9 мая плакал. Медали и ордена аккуратно начищал до блеска специальной пастой и надевал в первых числах мая, после ходил с ними весь месяц.

А вот что вспоминают о Николае Киселеве его коллеги.

«Мы скандалили и лупили друг друга»

В трудовой книжке оператора Николая Киселева значилась всего одна строчка: пришел на Куйбышевскую студию кинохроники в 1938-м, а в 1972-м ушел.

– Вы тут бегали с одного места на другое, а я бегал только на войну и то, как фронтовой оператор Куйбышевской студии кинохроники! – журил молодежь Николай Порфирьевич.

Киселев был единственным кинооператором в Поволжье, кому доверили снимать подписание акта о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии. Его бывший коллега и друг по Куйбышевской студии кинохроники Борис Кожин дословно помнит эту легендарную байку. Когда кинодокументалисты собирались на студии накануне 9 мая, застолье всегда начиналось одинаково:

- А сейчас Николай Порфирьевич расскажет, как он снимал…. – улыбается Борис Кожин.

- Вот вы все надо мной смеетесь, а я хочу для молодых рассказать: дело было так, - торжественно начинал Николай Порфирьевич, - Акт о безоговорочной капитуляции был подписан 8 мая 1945 года в городе Карлхорст. Там были десятки кинооператоров! И наших, и иностранных. Мы загораживали друг другу обзор. Поэтому скандалили, лупили друг друга. Помню, нас начинают успокаивать, мы, наконец, все встали и начали снимать историческое событие. Нельзя было передать наше настроение, ведь это же день победы! - обычно всегда на этих словах глаза кинооператора наполнялись слезами.

Киселев порой рассказывал такое, чего не написано ни в одной книге, рассказывал так, как могли рассказывать только очевидцы и участники.

- Как взмыло знамя победы над Рейхстагом, видели кадры? - спрашивал он коллег. - Тот, кто доберется – герой Советского союза, об этом все хорошо знали. На самом деле масса народа закутала себя в красное знамя, чтобы водрузить его над рейхстагом. Вы думаете, немецкие снайперы спали в это время? Вы знаете, сколько они положили наших людей с этими знаменами?

- Баламут и рассказчик был прекрасный, - вспоминает Борис Кожин, - Выпить он очень любил, говорил: «Вот уйду на пенсию – подарок вам сделаю! Я пойду к Касьянову Александру Николаевичу, к первому в Советском Союзе герою социалистического труда среди пивоваров, договорюсь с ним, чтобы провели трубу прямо от Жигулевского пивкомбината на студию, вы здесь будете кран открывать и пиво будет литься!»

Кинооператор Н.П. Киселев в мае 1945 года в Берлине на фоне Бранденбургских ворот
Кинооператор Н.П. Киселев в мае 1945 года в Берлине на фоне Бранденбургских ворот

ДОСЛОВНО

Фрагмент из фронтового дневника Николая Киселева.

8 мая мне довелось снимать событие, поставившее логическую точку в Великой Отечественной войне, в разгроме фашизма – подписание капитуляции. Утром этого дня я по распоряжению члена военного совета армии, генерал лейтенанта Букова, отправился на Темпельхофский аэродром. Мне было сказано, что предстоит очень важное мероприятие. Оказалось, что это и было приготовление к подписанию капитуляции. На аэродроме мы снимали прибытие военных делегаций союзников. Не оставили без внимания и представителей гитлеровского командования во главе с фельдмаршалом Кейтелем. Когда я снимал Кейтеля в машине, читающего декларацию о капитуляции, видно было, что ему очень не хочется заполучить всемирную «известность» такого рода. Но что делать! За преступления перед человечеством и перед своим немецким народом надо расплачиваться. Как происходило подписание капитуляции в зале военно-инженерного училища в Карлхорсте, какую войну за место, с которого можно было сделать интересный кадр устроили фото и кинокорреспонденты разных стран, об этом писали много! Все экраны мира обошли наши святые советские кинооператорские кадры!

СПАРАВКА «КП»

Николай Порфирьевич Киселев родился в Туле в 1912 году, прожил 75 лет. В 17 лет устроился киномехаником в местном клубе. В 1937 году окончил ВГИК, операторское отделение, после чего был направлен в Куйбышевскую студию кинохроники. В период с 1941-1943 годы Николай Киселев снимал трудовые подвиги в Поволжье, он запечатлел парад 7 ноября 1941 года на площади Куйбышева. В 1943-м ушел на фронт. В составе 5-ой ударной армии побывал в Белоруссии, Польше, Правобережной Германии – снимал форсировании реки Одер, штурм Берлина, взятии рейхстага и рейхканцелярии. Фильмы «Освобождение Советской Белоруссии», «От Вислы до Одера», «Освобождение Варшавы», а также кадры из фильмов режиссера Романа Кармена вошли в золотой фонд кинолетописи Великой Отечественной войны. После победы Киселев еще год проработал в освобожденной Германии, а затем вернулся в Куйбышев.

Киселев был специальным корреспондентом строительства Жигулевской ГЭС. За фильм «Куйбышевский гидроузел» он награжден дипломом международного кинофестиваля документальных фильмов в ГДР. Киселев не расставался с кинокамерой до последних дней. Преподавал в клубе кинолюбителя, работал в киноцентре Куйбышевского политехнического института и воспитал целое поколение молодых операторов Куйбышевской кинохроники.

Подписывайтесь. Порадуйте нас лайком, и пусть у вас всё будет хорошо!

ИСТОЧНИК KP.RU