Есть психологические кризисы через которые проходят все, выход из которых может вывести нас на новый "здоровый" этап формирования или ввести нас в непонимание происходящего, неадекватное, часто негативное иллюзорное восприятие реальности. Мы привыкли понимать, что кризис это какой-то переломный момент. В психологическом аспекте кризис это несоответствие между способностью личности успешно приспосабливаться и меняющимися условиями окружающей среды.
После кризиса жизнь изменяется на смыслообразующем, эмоциональном и поведенческом уровнях.
С первым кризисом мы сталкиваемся сразу после рождения-кризис новорожденности.
Заключается в появлении -комплекса оживления-это эмоциональная реакция на лицо матери, так же должно появится зрительное и слуховое сосредоточение.
Следующий-кризис первого года.
Происходит первое разделения "мы" на мама и ребенок, далее появление первого слова. Основная задача для воспитания ребенка в этот период-максимально расширить ориентацию ребенка в действительности.
Кризис трехлетнего возраста.
В конце этого периода появляется подражание, копирование. "Я сам"- появляются первые признаки личности. Кризис сопровождается упрямством, протестом, своеволием. Его цель-отделение ребенка от взрослого, выделение своего "я".
Кризис семи лет.
Ребенок осознает себя в обществе, выходит на уровень школьника. В современном мире этот кризис может затянуться, потому что многие дети идут в школу морально неподготовленными и переживают этот кризис позднее и дольше.
В этот момент теряется детская непосредственность, появляется паясничанье, ребенок осознает свои эмоции и чувства.
Подростковый кризис(13-14 лет).
Напоминает кризис трех лет-"Я сам," только теперь "Я сам" реализуется в социальном смысле. Проходит достаточно остро.
Кризис среднего возраста.
Кризис во время которого человек переосмысливает жизнь, оценивает свои результаты и промахи.
Все кризисы сопровождаются низкой продуктивностью, низкой интеллектуальной способностью, личность становится неустойчивой, поведение сопровождается негативными эмоциями и реакциями.