Найти в Дзене

Мой самый "улётный" дизайн

Хочу поделиться с вами, дорогие читатели, одной интересной историей создания дизайна.

Было это в далекие времена - в середине 90-х. В то время я работала художником по гобеленовым тканям на Московском ткацко-отделочном комбинате (МТОК), который находился на территории между Большой Почтовой улицей и Рубцовский набережной. А сейчас на этом месте возводится жилой комплекс "Резиденции архитекторов".

А начиналась эта история так:

К нам в мастерскую, где создавались новые рисунки и структуры для таких тканей как #гобелен и #шинил , пришли специалисты из соседнего московского предприятия, которое располагалось на улице Радио - Институт авиационных материалов (ВИАМ). Им нужно было с нашей помощью создать новую ткань для обивки кресел пассажирских самолетов с определенным набором специальных свойств. Свойства свойствами, но у ткани должно быть еще и "лицо", т. е. цвет и рисунок. Мне как художнику поручили создание дизайна (рисунка) ткани.

Задача - создать новую ткань для обивки кресел пассажирских самолетов
Задача - создать новую ткань для обивки кресел пассажирских самолетов

Мне пришлось несколько раз съездить на производственную базу предприятия по модернизации салонов самолетов в Шереметьево, пообщаться со многими людьми, которые были в теме и глубоко разбирались не только в технических параметрах материалов, необходимых для авиации, но и в психологии. Да-да, именно в психологии, потому что оказалось, что одним из главных требований к дизайну обивки для кресла в салоне самолета является его нейтральность, ненавязчивость, спокойствие и умиротворенность. Не желательно использовать геометрические элементы - треугольники, квадраты, ромбы, не приветствуются острые углы. Размер элементов рисунка тоже должен быть и не большой, и не очень маленький, а какой-то между средним и мелким. Эти требования продиктованы тем, что во время длительного перелета пассажиров не должна раздражать визуальная среда и обивка кресел должна быть максимально нейтральной в замкнутом пространстве.

Набор исходных деталей - невелик. Не желательно использовать геометрические элементы - треугольники, квадраты, ромбы, не приветствуются острые углы
Набор исходных деталей - невелик. Не желательно использовать геометрические элементы - треугольники, квадраты, ромбы, не приветствуются острые углы

Задача оказалась очень сложной, не смотря на кажущуюся простоту.

Я перебрала огромное количество всевозможных рисунков, перелистала множество книг по узорам и альбомов с изображениями тканей и орнаментов. Ничего не подходило для использования в так называемом "замкнутом пространстве". Я сама стала специалистом по авиационной обивке салонов самолетов - можно было диссертацию защищать, но "каменный цветок" никак не получался. Все варианты, которые я предлагала, отвергались по той или иной причине:

"- Нет! Не подходит!"
"- Это - не то, что нам нужно!"
" - Предлагайте другие варианты!!"

Так продолжалось несколько недель. Уже нужно было заканчивать проект, сдавать работу, а решение по дизайну еще не принято и не утвержден рисунок ткани.

Я настолько погрузилась в эту тему, что не могла ни есть, ни пить, постоянно думала о дизайне для авиационной ткани. Этот дизайн, в конце концов, приснился мне во сне - это ВОЛНА! Проснувшись рано утром я уже точно знала как он должен выглядеть, а в дальнейшем мне уже не составило большого труда воспроизвести его на бумаге.

Вот такой получился эскиз дизайна (вверху) и образец ткани (внизу)
Вот такой получился эскиз дизайна (вверху) и образец ткани (внизу)

И действительно придуманный мной во сне дизайн был с легкостью утвержден комиссией специалистов и его отработали сначала на одной из голландских фабрик из очень качественной шерсти. Образец ткани получился очень удачным и ткань по моему эскизу была запущена в массовое производство, в том числе и на нашем Ткацко-отделочном комбинате (МТОК), а наши партнеры из ВИАМ обеспечивали специальную пропитку ткани, ее испытания и сертификацию. Все прошло успешно и разработанная мной авиационная ткань стала выпускаться в большом количестве и пользовалась высоким спросом не только у авиаторов, но и у других потребителей для обивки кресел в наземном транспорте.

Салон самолета класса эконом
Салон самолета класса эконом

Для полноты практического использования были дополнительно доработаны по рисунку, структуре и колористике различные качества обивочной ткани для разных категорий салонов самолета:

  • 1 класс
  • Бизнес - класс
  • Эконом - класс
Образцы ткани для разных категорий салонов самолета
Образцы ткани для разных категорий салонов самолета

Они отличались соответствующим качеством ткани, ее плотностью, составом и, конечно, ценой.

Через некоторое время после завершения работы над этим проектом я была приятно удивлена, когда в одной из поездок в заграничную командировку я зашла в салон рейсового самолета "Аэрофлота" и увидела свою ткань на креслах. Мне было очень приятно и хотелось всем пассажирам и экипажу рассказать, что этот #дизайн придумала я и он приснился мне во сне.

Вот такой "улётный" дизайн был в моей практике.