Найти тему
Видео дорог России!

Иркутск-Смоленск на автомобиле. Движение в сторону Красноярска.Серия 3

Карта серии.

Стелла города Усолье-Сибирское при движении на восток.

-2

Мальта́ (от бурятского слова мойл~мойһон — «черёмуха», мойлто — «черёмуховое место») — село в Усольском районе Иркутской области. Расположен на берегах реки Белой в 8 км от Усолья-Сибирского.

-3

История . Люди здесь появились примерно 25—20 тысяч лет назад, о чём свидетельствуют раскопки обнаруженной неподалеку верхнепалеолитической стоянки «Мальта».В 1675 году на этом месте образовалось село, принадлежавшее иркутскому Вознесенскому монастырю. Позднее, со строительством Транссибирской железной дороги, центр села переместился на правый, более пологий берег. Во второй половине XX века село Мальта фактически срослось с пгт Белореченский. В январе 2017 года жители села Мальта проголосовали за ликвидацию Мальтинского МО и вхождение села в Белореченское МО. Несмотря на то, что фактически село Мальта и пос. Белореченский уже давно составляют один населенный пункт, после объединения село Мальта юридически сохранит свое существование, но в составе Белореченского МО. Создание нового МО планируется завершить к сентябрю 2017 года. Население объединенного Белореченского МО составит около 12 тыс. человек. Туризм Прежде всего Мальта́ интересна как уникальный памятник палеолитической эпохи. Кроме того, посёлок знаменит своими минеральными источниками: лечебно-столовая минеральная вода «Мальтинская» содержит жизненно важные микроэлементы: бром, фтор, цинк, селен. На берегу озера Мальта, содержащего лечебные грязи, в километре от железнодорожной станции Мальта ВСЖД, расположен санаторий «Мальтинский». Там лечат заболевания костно-мышечной системы, нервной системы, а также заболевания органов пищеварения, органов дыхания, гинекологические и урологические заболевания.

Довольно редкое название реки. В основном Чёрная, Чернушка и т. д.
Довольно редкое название реки. В основном Чёрная, Чернушка и т. д.
-5
-6

Средний — посёлок городского типа в составе Среднинского муниципального образования Усольского района Иркутской области России.

Общие сведения. Статус посёлка городского типа (рабочего посёлка) с 1984 года. С 2004 года городское поселение Среднинского муниципального образования. До октября 2011 года — закрытый военный городок. Примерно в 4 километрах к северу от посёлка расположена авиабаза Белая.О Среднем была написана книга Анатолия Гретченко «На дальних крыльях Приангарья». Герб и флаг.Утверждённый герб Среднинского муниципального образования выглядит так: на рассечённом лазоревом и червленом поле изображён шар, окружённый дубовым венком, от которого поверх венка отходят в стороны крылья. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище из двух вертикальных полос синего и красного цветов. В центре полотна изображён жёлтый круг, от которого в стороны поверх венка отходят крылья.Гимн. Слова гимна посёлку Средний написал иркутский писатель Юрий Баранов. Автором музыки стал иркутский композитор Владимир Зоткин. В записи официальной версии гимна, которая прозвучала во время праздничных мероприятий, принял участие солист Иркутского музыкального театра Вячеслав Варлашов.

-7

Худорожкина (Худорожина[источник не указан 1026 дней]) — деревня в Черемховском районе Иркутской области России. Входит в состав Узколугского муниципального образования. Находится примерно в 23 км к юго-востоку от районного центра. По данным Всероссийской переписи, в 2010 году в деревне проживали 282 человека (143 мужчины и 139 женщин).

-8

Замо́рский — посёлок в Нижнеилимском районе Иркутской области России. Административный центр Заморского муниципального образования. По данным Всероссийской переписи 2010 года 204 мужчины и 212 женщин) из 416 человек.Трудоспособное население поселения составляет    227 чел.Численность работающих на предприятиях и организациях, расположенных на территории поселения по полному кругу предприятий -150    , в том числе на предприятиях малого бизнеса -  54  чел.

-9

Черемхо́во («вышка», «великое») — город (с 1917) в Иркутской области России, административный центр Черемховского района (в который не входит). Образует муниципальное образование Черемховское муниципальное образование (город Черемхово ) со статусом городского округа как единственный населённый пункт в его составе.Расположен на обеих сторонах Транссибирской магистрали. Один из крупных центров в Сибири по добыче угля. Население — 50 586 чел. (2019), шестой по величине город области. Основан в 1743 году как село Черемхово при почтовой станции на Московском тракте. Название по расположению на реке Черемшанке, названной так из-за обилия кустарника черёмухи[источник не указан 279 дней].Первая шахта по разработке месторождений Иркутского (Черемховского) каменноугольного бассейна заложена в 1896 году. В связи с прокладкой Транссибирской магистрали быстро росло число небольших шахт с рабочими посёлками при них (к 1906 году их насчитывалось 89, на них работало примерно 8000 человек). Одно из мест, где польские изгнанники работали после революции 1905—1907 годов. Например, в компании Русско-Азиатическия Уголья копий и Золотые прииска „Коморовский и Собещанский”, Черемхово.Постановлением Временного правительства от 3(16) июня 1917 года село преобразовано в город.Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» муниципальное образование города Черемхово включено в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения».

Верхний Булай — село в Черемховском районе Иркутской области России. Административный центр Булайского муниципального образования. Находится примерно в 13 км к югу от районного центра

Трудовой, поселок. Информации в Википедии нет.Время основания, исторические события, факты - поселок Трудовой Городские округа Иркутская область. Почтовый индекс: 665415 Телефонный код: 8-39550

-10
-11

Голуметь — село в Черемховском районе Иркутской области России. Административный центр Голуметского муниципального образования. Находится примерно в 86 км к юго-западу от районного центра. Свое рождение Голуметь ведет с XVII века - такой вывод был сделан на основании карт, составленных Семеном Ремезовым. Однако позднее была установлена и точная дата появления села - 1548 год. Старожилы рассказывают о трех легендах об образовании Голумети и происхождении его названия. Так, согласно преданию, в этих местах когда-то жило богатое племя бурят, которые имели много земель. По ним пробегали полноводные реки Белая и Иретка. В них водилось очень много рыбы: таймени, сиги, хариусы. Тем не менее буряты ели рыбу редко, так как нечем было ее ловить.Однажды, проезжая на конях мимо реки, увидели они избушку, а возле нее русского мужика, который что-то варил на костре. Разозлились буряты: "Как смеешь ты без нашего ведома, разрешения селиться на нашей земле?" Мужик поклонился им и пригласил отведать ушицы, достал речную рыбу, соленого сига, тайменей. Стали буряты есть и удивляются, как это русский мужик один наловил рыбы больше, чем они всем племенем. Мужик улыбнулся, повел к реке и стал вытягивать сеть, а там рыбы видимо-невидимо. Удивились буряты и предложили продать сеть и еще сделать им много новых. Мужик согласился, но с тем условием, что поселится на их земле навечно. Буряты согласились. Так и возникла Голуметь, поскольку "гульма" в переводе с бурятского означает "сеть".Село Голуметь было купеческим. Здесь были и пивовары, и торговцы. С тех пор как через Голуметь стал проходить монгольский путь, в селении появился так называемый перевалочный пункт в торговле с Монголией. Монгольские купцы по пути на Усольский солеваренный завод останавливались в Голумети и здесь же обменивались товаром с местными купцами: меняли кожу, ткани на соль и мыло.К концу XVIII века Голуметь представляла собой богатое село. Практически все купцы, которые жили в Голумети, имели свои лавки в Иркутске, завозили товар в село и продавали их местному населению и монгольским купцам. Именно здесь некогда проживали 48 купцов, половину из которых составляли купцы I гильдии. У каждого из них был свой завод или фабрика. В селе об их зажиточности говорили двухэтажные дома. В годы Октябрьской революции и Гражданской войны село стало центром восстания против большевистской власти. Сейчас как напоминание о некогда зажиточном селе остались два купеческих дома, в одном из них располагается магазин, а другой стоит заброшенным.Чем сто лет назад отличались богатые села от бедных? Правильно, храмами. Только зажиточные прихожане могли построить каменную церковь. В селениях присаянской стороны только в Голумети осилили такую дорогостоящую идею и воздвигли "тщанием прихожан", в основном на средства купцов. Известно, что строили долго, занимались этим купцы Мажаев, Изотов, Семенов, Блаженский, богатые крестьяне, учитель и священник прежней, деревянной, церкви. От дедов-прадедов передают, что скрепляли кладку стен яичными желтками, яйца собирали со всех дворов. Потому такие крепкие стены получились, что устояли в годы антирелигиозных разрушений. А уж по красоте белый храм был под стать Иркутскому кафедральному собору. Три престола: Николы-угодника, Покрова и Троицы, пять куполов, колокольня отделена от алтарной части. Благолепие украсило богатое село, храм со всех концов виден. Да действовал он всего ничего, двадцать лет с небольшим. Потом, как водится, склады в нем устроили, хозяйственные помещения.Памятником областного значения храм объявили в 1987 году. Сейчас это самое высокое здание в Голумети, его высота достигает 27 метров. Старожилы вспоминают, что это третий храм по счету. До этого было два деревянных, оба сгорели. После этого было решено построить каменный храм. Отец Фортунатто тридцать лет собирал деньги на строительство храма. В 1910 году началось строительство, и за четыре года он был возведен и освящен. Вообще Голуметь стоит на подземных озерах, поэтому такое строение было очень трудно возводить.Во время революции сюда привели военнопленных и расстреляли вместе со священником. Во время проведения ремонтных работ, при раскопках рабочие нашли очень много костей, которые разбросаны повсюду. В 1935 году храм закрыли, его пытались взорвать. В начале двухтысячных началось его восстановление. Так, в родной храм вернулась икона святителя Николая Чудотворца. 70 лет она находилась в изгнании, после чего на родину ее вернул известный оперный певец, уроженец Голумети Леонид Харитонов. В 1934 году, когда громили церковь, тетя Леонида Михайловича, Марфа Иванова, смогла спасти несколько икон, в числе которых была икона Николая Чудотворца. Долгие года она хранилась у нее в амбаре. Однажды сын Марфы Ивановны Виктор увидел ее и хотел приспособить для стола. Не получилось. После этого он бросил ее в сенях под ноги, ликом вниз, а сверху накрыл грязной тряпкой, о которую затем все вытирали ноги.- Тетя не знала, что она там находится, а когда случайно увидела, упала в обморок, - рассказывал в одном из интервью Леонид Михайлович. - Виктор потом умер от рака, очень долго мучился. В 1974 году моя мама поехала навестить тетю, и та рассказала эту историю. Затем икону привезли в Москву. Конечно, она была в ужасном состоянии: не было полщеки, руки с книгой, шеи. Я просто ужаснулся. Собрал художников, чтобы решить, что делать.После долгих реставрационных работ иконе все же вернули прежний лик, она была перевезена на родину.Еще один образ Николая Чудотворца был привезен иркутянами, которые выкупили ее в антикварной лавке. После того как они заметили сзади надпись, из какой она церкви, решили вернуть ее на родину.Голуметь известна не только своей дореволюционной историей. В советское время здесь работал совхоз «Голуметский»: ферма, пахотные земли, лесозаготовительный участок, зверопромхоз, где занимались пушниной, заготовкой ягод, грибов, орехов. Помните, в подарочных упаковках продавались орехи? Так вот это из Голумети. Также люди работали в пошивочном цехе, на маслозаводе. Была своя парикмахерская, прачечная, баня. А о местном хлебе ходили легенды, за ним приезжали из Черемхово. Хлеб пекут на всю деревню и из соседней пекарни еще привозят.Сейчас в Голумети есть своя больница, полная средняя школа, два детских сада, Дом культуры «Сибирь», семнадцать частных магазинов (по одному на сто жителей, вот что значит история купеческого зажитого села), крестьянско-фермерские хозяйства, спортивный комплекс с бассейном.Да и в культурном плане Голумети есть чем похвастаться. Взять самобытный народный театр «Радуга», который объездил с гастролями множество деревень и сёл Приангарья. Первый спектакль под руководством талантливого режиссёра и поэта, воспевающего красоту голуметской природы, Иннокентия Пшеничникова был поставлен ещё в 1962 году. Сейчас его «детище» продолжает развиваться, приглашая на сцену всё новых и новых артистов.Самыми добрыми словами вспоминают в Голумети и ещё одного одарённого человека - «чудака» Георгия Петровича Романенко. Одарённый талантом художник-самоучка, он всю до копейки пенсию тратил на краски и материалы, а потом раздаривал картины друзьям и знакомым. «На что жил? Не знаем!», - признаются местные.Но в первых рядах самых известных и всеми уважаемых уроженцев Голумети, конечно же, идёт «сибирский Шаляпин», заслуженный артист России Леонид Михайлович Харитонов. Будучи солистом Краснознамённого ансамбля песни и пляски имени Александровна, он объездил с концертами весь мир, пел с французской знаменитостью Мирей Матьё, выступал в доме-музее Шаляпина. К слову, с семьёй первого баса России «бас из Голумети» дружит очень давно: дочь легендарного певца даже подарила Харитонову отцовский рояль, который всю жизнь стоял в его московской квартире и звучал так же величественно, как много лет назад. Несмотря на популярность, Харитонов регулярно приезжал на родину и помогал односельчанам, однако осенью прошлого года после серьезной болезни он скончался в Москве в возрасте 84 года.На сегодняшний день Голуметь представляет собой довольно большое село, численность населения примерно 1 700 человек. Несмотря на это, всем работы не хватает. Довольно большая школа - 270 детей, 1994 года постройки. Обязательно в программе школьный музей. Начинался он шестьдесят лет назад с Ленинской комнаты, поэтому нынешнее руководство частично оставило тот, советский, кусочек музея в первозданном виде, что видно по большому количества Ленина (особенно произвела впечатление скульптура "Ленин и рабочий", причем рабочий отвернулся от Ильича), фотографии одного селянина с надписью "Он видел Ленина", наличию в военном зале Сталина. Самое важное в музее - картотека всех участников Великой Отечественной войны. Из села на фронт ушло пятьсот человек, вернулись 180. Есть здесь и свой ГУМ - Голуметский универсальный магазин.Голуметцы рады гостям, поэтому если у вас появится возможность посетить старейшее село в Иркутской области, то вы получите большое удовольствие.

-12

Вся информация о городах и населенных пунктах взята из Википедии.

Видео