Не очень часто, но к юристу обращаются и с таким вопросом: Если имел на руках экземпляр завещания, но потерял его. Что делать?
Что делать, если потерял завещание?
Ранее я уже консультировал читателей по этому вопросу на своем сайте, но в конце 2019 года несколько изменилась нормативно-правовая база, поскольку копии таких документов теперь могут выдавать не только нотариусы.
Дубликат может быть выдан завещателю, а после его смерти - любому из указанных в завещании наследников по представлению наследником свидетельства о смерти завещателя, в том числе если они не зарегистрированы по месту жительства или месту пребывания в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте на дату выдачи дубликата завещания.
"В случае смерти наследника, который был указан в завещании, дубликат завещания может быть выдан его наследнику, к которому перешло право на принятие наследства (наследственная трансмиссия), а также любому из отказополучателей или исполнителю завещания при представлении свидетельства о смерти завещателя и умершего наследника, после которого он наследует, в том числе если они не зарегистрированы по месту жительства или месту пребывания в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте на дату выдачи дубликата завещания" (Приказ Минюста России от 07.02.2020 № 16 "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления")
А если нотариус отказал?
Нередко жалобы на нотариуса бывают ошибочными и выливаются в пустую трату денег и сил.
Сегодня рассмотрим пример из судебной практики, когда безуспешным оказалось требование к нотариусу о получении дубликата доверенности.
Суд решил
Статьей 52 Основ законодательства о нотариате предусмотрено, что в случае утраты лицом, от имени или по поручению которого совершалось соответствующее нотариальное действие, документа, выражающего содержание нотариально удостоверенной сделки, исполнительной надписи, или нотариального свидетельства, экземпляр которых хранится в делах нотариальной конторы в соответствии с частью второй статьи 44.1 настоящих Основ, по заявлению в письменной форме такого лица, его представителя или правопреемника выдается дубликат утраченного документа.
"Из материалов дела усматривается, что 21 декабря 2017 года И. обратился к нотариусу г. Москвы К. с письменной просьбой о выдаче дубликата/копии доверенности от 20.04.2017 г., зарегистрированной в реестре за N 1-1072, бланк серии АВ N 2546520.
09 января 2018 года нотариусом г. Москвы К. вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия, мотивированный тем, что оригинал доверенности И. не представлен, а положения ст. 44.1 Основ законодательства о нотариате не предусматривает обязанности нотариуса оставлять в делах экземпляр удостоверенной им доверенности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь приведенными выше нормам права, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления И., поскольку положения ст. 44.1 Основ законодательства о нотариате не возлагают на нотариуса обязанность хранить экземпляр удостоверяемых доверенностей, И. оригинал доверенности представлен не был, в связи с чем нотариус обоснованно отказал в выдаче дубликата доверенности. Суд правомерно отклонил доводы заявителя о том, что нотариус имела возможность выдать дубликат доверенности, используя данные, отраженные в Единой информационной системе нотариата. При этом суд указал, что электронный документ не является вторым экземпляром доверенности, хранящимся в архиве, на основании которого нотариус может выдать дубликат доверенности согласно ст. 52 Основ законодательства о нотариате" ( Извлечение из Апелляционного определения Московского городского суда от 30.08.2018 по делу № 33-37605/2018)