Найти в Дзене

Кто управляет АВТОВАЗом: Государство или Renault?

Оглавление

За последние 15 лет все крупные госкомпании замаскировались под частные. Не совсем понятно кто же управляет сейчас АВТОВАЗом. С одной стороны все выпускаемые продукты похожи на автомобили Renault, с другой стороны все субсидии от государства в автомобильную отрасль в основном направлены на завод в Тольятти. Давайте выясним!?

Немного истории

Предлагаю немного окунуться в историю. Завод в Тольятти был построен в 1966 году как ответ капиталистам, что коммунисты тоже способны производить массовый народный автомобиль. О качестве автомобилей речь не шла, так как был постоянный дефицит на машины с ладьей. Конкуренции тоже толком не было - только советские автомобили, такие как Волга и Москвич. На предприятии работает порядком 120 000 человек и 1 завод с трудом покрывает всю страну. ЦК Партии довольно - завод растет и процветает с технологической помощью от Фиата. Главное производительность!

-2

Переломный момент

Наступает перестройка в стране, но не в отечественном автопроме. С запада на рынок начинают ввозить иномарки, пока еще это не особо влияет на долю продаж, возможно ее никто не отслеживал и не считал, но доля продолжает быть на уровне 95%, поэтому сохраняется советский подход - главное производительность любыми средствами, забывая о качестве. Как итог - ежегодное уменьшение доли рынка, падение производительности, начинают замечать стоки, низкое качество. Государству не особо важна судьба завода, все занимаются построением демократии и налаживанием дружбы с западом, хороший пример, как подарили новую Ниву концерну GM за дружбу между странами (подробно об этом тут). В те времена в Тольятти говорят, что завод жил только благодаря бандитам, которые не позволяли москвичам все распродавать и растаскивать.

-3

Сказка подошла к концу

После 90-х потребитель стал грамотней и научился выбирать продукт, перестал брать самое дешевое и готов переплатить, чтобы взять что-то качественное и надежное. Появились доступные кредиты. Это все в совокупности начало убивать АВТОВАЗ, который по прежнему был уверен, что их продукцию возьмут не смотря не на что. В качество никто не начинал инвестировать, АВТОВАЗ продолжал жить по направлению «только объём производства», доля рынка стала доходить до критической и в 2009 году предприятие оказалось присмерти. Отсутсвие систем качества, большой завод с раздутым штабом персонала в 110 000 человек и наконец отсутствие спроса на автомобили - привело к тому, что единственное отечественное автомобильное предприятие на грани банкротства и история советского автопрома на этом закончится. Государство позволило бы убить завод и отечественный автопром в целом, если бы не одно но.... Из-за своих больших объемов за все годы - АВТОВАЗ приносит 1% к ВВП страны. Оказалось, что почти вся страна поставляет комплектующие на предприятие, где многие города - моногорода и полностью зависят от 1 предприятия. Следовательно остановка производства породило бы большую волну безработицы по всей стране и снижение ВВП страны, согласитесь, шаг опасный для государства в эпоху роста оппозиции к Путину. Никому безработица не нужна в регионах

-4

Сделка с Renault

Но на помощь пришел Карлос Гон с альянсом "Рено-Ниссан". Государство осознало, что не может и не умеет управлять предприятием, тем более таким, от которого зависит ВВП страны. Renault показала четкую стратегию выхода из кризиса. Все рабочие процессы должны будут перевестись с советских стандартов на стандартны Renault, сокращение численности персонала, мультибрендовая сборка автомобилей. У Renault есть большой опыт по всему миру по спасению предприятий и извлечения своих выгод.

-5

Так кто управляет АВТОВАЗом сейчас?

Любая западная компания не будет просто так инвестировать. С годами мы увидели четкое распределение ролей. АВТОВАЗ полностью перешел на работу под стандарты Renault:

  1. Автомобили выпускаются на платформе Renault по стандартам Renault. Трудно найти различия между LADA XRAY и Renault Sandero Stepway, более того, XRAY смотрится по интереснее.
  2. Численность персонала сократилось с 110 000 чел до 30 000 человек
  3. Качество автомобилей увеличилось, они стали схожими с Renault. Конечно негативный фон к бренду остался из-за прошлого, но тот кто пробовал новые продукты - не могут найти разницу между LADA и тем же Renault. Как минимум прекратили сравнивать автомобили с узбеками и китайцами, как это было в далеком 2012
  4. Единая сеть поставщиков. Теперь, чтобы стать поставщиком на АВТОВАЗ, нужно будет выдержать конкуренцию среди поставщиков Альянса. Например есть одинаковые детали, которые ставятся на LADA XRAY и на автомобили Smart, входящие в концерн Мерседеса и сотрудничающие с Альянсом Renault и Nissan (об этом подробно расскажу в следующей статье). Теперь ругая LADA, вы ругаете и Renault и Nissan и Мерседес.

Государство прекратило какое-либо управление внутри предприятия и лишь ведет политику по сдерживанию конкуренции и помощи отечественному автопрому в госсубсидиях на развитие новых продуктов. Полное управление всем менеджментом теперь лишь в руках группы компаний Renault

Статьи от автора
Niva Chevrolet уже в дилерских центрах LADA. Скоро появится Новая LADA Niva?
Угроза производства автомобилей из-за коронавируса