Найти тему

ТОРЕВТИКА МАВЕРАННАХРА

Историю торевтики Мавераннахра VIII – начала XIII вв. еще предстоит написать. Главная трудность задачи состоит в том, что исторические источники почти не дают сведений о таком производстве в регионе. Кроме того, до сих пор неизвестен ни один металлический предмет, на котором было бы указано, что он создан в каком-либо городе Мавераннахра. Нет и вещей с подписью мастера, имя которого сопровождала бы нисба.

-2

В то же время известны, по крайней мере, имена пяти медников с нисбами пяти городов, расположенных в соседней исторической области – Хорасане, а также два предмета с точным указанием места их изготовления – Герат.

Как правило, изделия Мавераннахра определяются по месту их находки или приобретения. Однако следует помнить, что эти данные позволяют лишь предполагать, что предмет был изготовлен в данной области. Более объективную картину создает сопоставление изделий Мавераннахра с изделиями Хорасана, т.е. выявление таких групп вещей, найденных в Мавераннахре, формы и орнамент которых не находят параллелей в более известных и несколько лучше изученных хорасанских изделиях.

-3

В настоящее время удается выделить две группы таких предметов, которые определенно отличаются от хорасанских. Первая группа включает большие круглодонные чаши и подносы с высоким, слегка вогнутым внутрь бортом. Все вещи украшены гравированными орнаментами и арабскими благопожелательными надписями. Включенные в орнаментальный ряд пятичастные пальметтки являются основным признаком, позволяющим отнести изделия к мавераннахрской торевтике Х – XI вв.

-4

Для всей мавераннахрской группы предметов характерен также особый технический прием нанесения узоров: края букв и элементов орнамента сделаны с подрезом, как бы для крепления инкрустации из другого металла. Но на изделиях Мавераннахра инкрустация (очень небольшая) появляется только во второй половине XII в., что объясняется влиянием хорасанских изделий того же времени, когда украшение серебром и медью переживает расцвет.

Вторая, несомненно, мавераннахрская группа бронзовых предметов представлена кувшинчиками одинаковой формы: грушевидное тулово на высокой конической ножке с фигурной ручкой и высоким носиком. Все они являются работой одного мастера, имя которого – Ахмад, которое часто выгравировано в верхней части тулова сосуда. Уже известно более тридцати таких кувшинчиков.

Количество этих находок продолжает расти в разных районах Мавераннахра (вплоть до Синцзяна), поэтому трудно определить, где именно находилась мастерская Ахмада. Все кувшинчики очень скромно украшены, чаще всего геометрическим орнаментом (главным образом, это разные кружки). Изделия никогда не имели инкрустации, поэтому можно предположить, что этот мастер работал в XI в.

-5