Найти в Дзене
ОКОЛО ИСКУССТВА

Панэротический реализм Бальтюса

29 февраля 1908 года родился Бальтюс - французский художник польско-еврейского происхождения — один из самых таинственных и мистических живописцев двадцатого столетия, чьи картины чрезвычайно неоднозначны и востребованы мировым арт-сообществом...  Бальтюс — один из тех живописцев, которых нельзя четко катологизировать. Он намеренно изолировал себя от всех художественных тенденций, которые преуспевали в его время, чтобы, как он признался, достичь вневременного реализма. Бальтюс (граф Балтазар Клоссовски) известен своими эротически заряженными изображениями девочек-подростков, живущих в мире своих представлений и образов. Поэтому работы больше, чем сюрреализм, напоминают магический реализм с его сказочным миром. Нельзя сказать, что на живопись мастера повлияло распространявшаяся мода на возвращение к реализму — он изначально использовал приемы искусство Старых Мастеров, дабы создавать свою вселенную.
Его не всегда безобидные и характерные буржуазные интерьеры — это лишь

бальтюс французские художники магический реализм

29 февраля 1908 года родился Бальтюс - французский художник польско-еврейского происхождения — один из самых таинственных и мистических живописцев двадцатого столетия, чьи картины чрезвычайно неоднозначны и востребованы мировым арт-сообществом... 

Бальтюс — один из тех живописцев, которых нельзя четко катологизировать. Он намеренно изолировал себя от всех художественных тенденций, которые преуспевали в его время, чтобы, как он признался, достичь вневременного реализма.

Бальтюс (граф Балтазар Клоссовски) известен своими эротически заряженными изображениями девочек-подростков, живущих в мире своих представлений и образов. Поэтому работы больше, чем сюрреализм, напоминают магический реализм с его сказочным миром.

Нельзя сказать, что на живопись мастера повлияло распространявшаяся мода на возвращение к реализму — он изначально использовал приемы искусство Старых Мастеров, дабы создавать свою вселенную.

Его не всегда безобидные и характерные буржуазные интерьеры — это лишь условия для изображения двусмысленного мира, населенного молодыми людьми в разгар полового созревания, в который взрослые не допускаются, но могут извращенно вторгаться, как это изложено в скандальной работе «Урок игры на гитаре», которую сначала приобрел нью-йоркский МоМА, а затем срочно от нее избавился.

Художник активно сопротивлялся любым попыткам создания его биографического профиля — в телеграмме, отправленной в галерею Тейт, где готовилась ретроспектива его работ, он написал в ответ на запрос: «Бальтюс — художник, о котором ничего неизвестно. Теперь посмотрим его работы».

Ключевые идеи:

  • Художник Бальтюс принадлежал к последователям фигуративного движения в то самое время, как королевой изобразительного искусства была абстракция. На протяжении всей своей творческой карьеры Бальтюс отклонял существующие тенденции мира искусства и настаивал на том, чтобы его картины смотрели и ничего о них (как и об их авторе) не читали.
  • Позднее живописец не попал, как это может показаться, в общее движение «назад к фигуративности и реальности», — он всегда находился под влиянием классической традиции, но не в формах академического формализма. Однако и ему присуща двусмысленность, присущая реалистическому процессу середины 20 столетия, когда художник, желая быть «объективным», становится критическим и обнажает социальные проблемы.
  • Из писем художника можно понять, как он пояснял «непристойное» по мнению многих содержание своих картин: «эротизм в искусстве — то единственное, что все еще заставляет говорить о впечатлении от картины. Реакция вообще проявляется в виде скандала или цензуры». Однако он хотел, чтобы эротику отличали от непристойности и, говоря об «Алисе в зеркале», акцентировал: «я не верю, что это непристойно, и считаю, что есть правда в том, что девушка может смотреть на себя без стыда».
  • Такая сюрреалистическая по своей сути объективность, когда зеркало становится в сюжете картины зрителем, — отличительная черта этого неординарного художника.
  • Свое пристрастие к изображению подростков (он считал детей чистыми ангелами) наиболее полно он пояснил так: «Я никогда не смогу нарисовать женщину. Красота подростка интереснее. Девочка воплощает будущее, существо, прежде чем оно станет совершенной красотой. Женщина уже нашла свое место, ее красота раскрылась — тело женщины уже завершено. Тайна исчезла».
  • Бальтюс относится к «тщательным» художникам — некоторые полотна создавал несколько лет, выполнив много подготовительных эскизов-исследований.