Каждый несъеденный йогурт и непочатая банка зеленого горошка с истекшим сроком годности, которая летит в корзину, вредит экологии нашей планеты. Пора задуматься над разумным потреблением и найти продуктам лучше применение, чем смерть на свалке.
Проблема перепроизводства
Подсчеты ООН показывают, что ежегодно человечество выкидывает продуктов питания на сумму 750 миллиардов долларов. Примерно треть всей купленной еды отправляется в мусорное ведро. Лидируют по этому показателю американцы, но проблема касается не только США.
Несмотря на то, что на планете один миллиард жителей страдает от голода, каждый год пропадает 1,6 миллиардов тонн продуктов питания. Происходит это не только по вине конечного потребителя.
Еда теряется на каждом этапе производства, начиная со сборки урожая, заканчивая хранением на полках магазинов, и, в конечном итоге, холодильниками покупателей. Также в этой смехе кроется ужасная экономическая правда – чем больше потребитель выкинет еды, тем больше других продуктов магазины смогут ему продать.
Что такое фудшеринг. История появления
Фудшеринг дословно переводится как «делиться едой». Это способ поделиться продуктами с еще не истекшим сроком годности с теми, кому они нужны. Инициатива осуществляется с помощью различных платформ, как онлайн, так и офлайн.
Практика предотвращения образования пищевых отходов появилась в Германии в 2012 году. Был создан интернет-сайт foodsharing.de, на котором распределялись лишняя продукция в Германии, Австрии и Швейцарии. Платформа дала возможность частным лицам, магазинам и производителям отдавать еду нуждающимся, потому что иначе бы она отправилась на свалку.
Особенность концепции фушдеринга состоит в том, что еду получает каждый нуждающийся, вне зависимости от его социального статуса. Главная цель – спасти продукты от выбрасывания. То есть их может получить любой желающий абсолютно бесплатно.
Участие гипермаркетов
Защита экологии стала общемировым трендом среди производителей, поэтому многие магазины и гипермаркеты прибегают к фудшерингу, чтобы показать свою социальную ответственность и повысить лояльность покупателей.
Еда отдается не напрямую всем желающим, а волонтерам, которые забирают партию и самостоятельно распределяют ее среди подопечных групп или предоставляют продукты онлайн-платформам для дальнейшей реализации.
Что в России?
В России инициатива поддерживается на всех уровнях. Граждане делятся едой напрямую через соцсети, также существует активистское движение по спасению продуктов. С 2012 года на территории страны функционирует некоммерческая организация Фонд продовольствия «Русь». Ежегодно он получает и распределяет 5-6 тысяч тонн бесплатной еды. При этом все продукты проходят контроль качества.
В 2018 году благодаря движению фудшеринга было спасено 7 тысяч тонн продуктов. Исследования показывают, что если бы вся лишняя еда в России отдавалась тем, кому она нужна, а не выбрасывалась, то ежегодно ее хватало бы для питания 30 миллионов человек.
Развитию инициативы мешает законодательная база страны. Организации, которые отдают продукты на благотворительность, обязаны уплатить НДС. .
Законодателям пора задуматься об экологии и всячески поддержать фудшеринг, вместо того, чтобы бездумно уничтожать неугодные товары.