Как празднуют Масленицу на Байкале? Нормальные люди - так же, как и везде: пекут блины, ходят в гости, жгут чучело, берут штурмом снежную крепость. Этот сценарий, отработанный веками, нам показался скучным: провести блинную процедуру мы решили прямо на льду Байкала. Ткнув пальцем в карту, выбрали в качестве кухни ледовое поле возле утеса Скрипер. Ну и что, что до него 18 километров пешком? Зато там живописные скалы и нет людей!
На маршрут с моей спутницей Евгенией мы вышли вдвоем. "Безумству храбрых поем мы песню!" - сказали нам друзья и, покрутив пальцем у виска, остались есть блины в городе. "Нам больше достанется!" - ответили мы и решили играть ледово-блинный сценарий "на максималках": в рюкзак отправились складной стол, газовая горелка, сковорода, мелкая посуда и различные съестные мелочи. Яйца, чувствительные к холоду, грозили замерзнуть на морозе, равно как и другие ингредиенты. Поэтому тесто было решено взять с собой с собой в бутылке и, в случае чего, разогреть за пазухой.
Стартовали мы в Листвянке. Как всегда, там было многолюдно и довольно снежно: сильные ветра обходят Лиственичный залив стороной, поэтому чистый лед здесь увидишь редко. Однако, стоило нам отойти от туристического поселка 3-4 километра, как чистые ледовые поля не заставили себя ждать.
Длительный поход по чистому льду - это совсем не то, что кратковременная прогулка! Первые пару часов мы шли медленно, уткнувшись взором в ледяной панцирь. Поверхность Байкала была почти полностью свободна от снега, и многочисленные трещины, метановые пузыри просто гипнотизировали своей красотой! "Омуль!" - вдруг вскрикнула Женя. "Галлюцинации!" - испугался я: какой еще омуль на льду, в феврале? И был неправ: прямо под ногами в ледяной толще красовалась свежемороженая голомянка - байкальский эндемик. Редкое зрелище!
Ледяные чудеса на этом не закончились. "Тут прошли инопланетяне!" - не унималась Женя. "Ну это уж точно галлюцинации!" - снова решил я. На снежном пятачке посреди ледового поля красовались чьи-то следы. Но не обычные, а выпукло-рельефные:
Впрочем, объяснить это зрелище просто. Несколько дней назад здесь лежал свежевыпавший снег, по которому в ряд прошли четыре человека. Вскоре снег выдуло сильным ветром, а слепки от ботинок, образовавшиеся под весом путешественников, так и остались на льду.
Путь к Скриперу занял у нас около пяти часов. Сенная падь, лежащая у подножья скальника, весьма ветреное место. Поэтому и лед здесь идеальный! Было решено развернуть блинную кухню прямо здесь.
Женя хозяйка опытная, процесс пошел сразу. Но было немного жутковато: прямо под ногами то и дело раздавался громкий треск: лед "дышал". Временами казалось, что миниатюрная кухня возьмет да и провалится в байкальские тар-тарары вместе с горе-поварами! Было решено задобрить Байкал - испечь блин в форме контура Великого Озера.
Получилось очень даже похоже! Трещать лед не перестал, но было уже не так страшно. Вскоре возникла еще одна проблема: газовая горелка не рассчитана на работу на холоде. Остывший газ перестал испаряться и пламя погасло. В таких случаях горелку можно просто опустить в воду, чтобы подогреть ее хотя бы до нуля градусов. Оставалось испечь буквально пару блинов, и мы решили не "колхозить" никакие конструкции. Просто обняли горелку и дело пошло:
Могу сказать одно: блины, испеченные над ледово-водяной бездной, получились не только очень вкусными, но и красивыми. Посмотрите сами!
Блины мы "приговорили" сразу. И поняли, что совершили жестокую ошибку... После такого сытного обеда организм напрочь отказался ходить на дальние расстояния. Пришлось отдыхать прямо тут, недалеко от нашей ледовой кухни.
Приключение удалось! Мы единогласно признали наш ледово-блинный эксперимент успешным и, пошатываясь, отправились в обратный путь. Масленица вышла на славу, хоть и без чучела!