Найти тему
Жанна Морозова

Как учителю разработать рабочую программу, чтобы переделывать её не один раз в год, а один раз в десять лет (Часть 50)

Начало начал всей работы учителя Источник: Яндекс картинки
Начало начал всей работы учителя Источник: Яндекс картинки

Приветствую Вас на моём канале, уважаемый читатель. Я уже неоднократно писала о том, что грядущая новая аттестация, или как её уже назвали педагоги «ЕГЭ для учителя» предусматривает контроль целых четырёх направлений деятельности: содержательную, нормативную, методическую и воспитательную

Некоторые вопросы, касающиеся этих направлений деятельности, я уже частично рассматривала в своих предыдущих статьях, но безусловно этого мало, чтобы до конца понять, как же всё таки педагогу правильно вести подготовку к будущей процедуре аттестации, чтобы сдать её успешно и без лишних нервов. Поскольку времени пока ещё достаточно (она вступает в силу в 2021 году), некоторые вопросы, которые можно назвать прописными истинами, я буду стараться пояснять очень глубоко и подробно

Одним из таких вопросов является необходимость разработки рабочей программы (РП) учителя. У меня самой лично, разработка этого документа всегда вызывала много недоумений и вопросов. Но время идёт, нормативные требования всё равно необходимо выполнять, поэтому, будем считать, что этот документ, в части предметного содержания, является обязательным нормативом для каждого учителя

Полностью соглашаясь с тем, что количество бумаг для заполнения педагогом остаётся большим, здесь, тем не менее, хочу подчеркнуть, что рабочая программа учителя остаётся документом № 1, являющимся обязательным к разработке. Подтверждение этому можно найти в Письме «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей», письмо от 16 мая 2016 года № НТ-664/08. Письмо это было по линии Министерства и профсоюзов

Очень часто педагоги в своих статьях и комментариях говорят одно и тоже, касаемо рабочих программ, что у себя в организациях им приходится переделывать эти программы практически ежегодно. Эта проблема у меня вызывает вопрос, почему ежегодно, ведь содержание любой дисциплины, которое представлено в рабочей программе, практически не изменяется? Отчего же тогда приходится переделывать этот документ ежегодно?

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Если это касается требования ФГОС, где прописано, что в образовательные программы (а рабочие программы – это составная часть образовательных программ) необходимо вносить ежегодные изменения, так ведь изменение не есть полное переделывание каждой из программ. Изменения касаются лишь того, что конкретно поменялось, или поменяется в последующем учебном году. Это может быть количество часов в рамках учебных тем или смена УМК по предмету, но никак не содержание самого предмета

Давайте попробуем с этим разобраться. Итак, рабочая программа – это гарант реализации того содержания, которое заложено во ФГОС. Сам ФГОС изменяется один раз в десять лет. Может конечно измениться и в промежутке 7-10 лет, при возникшей необходимости, следовательно и рабочая программа может сильно измениться через 7 или 10 лет. Что там менять каждый год?

Все примеры, которые я привожу в своих статьях, рассматриваются на примере предмета «Физика». Но я думаю, что если у педагогов будет желание разобраться, это никак не повлияет, если человек ведёт «Историю», или «Литературу»

Какие акценты нужно делать педагогу при разработке рабочей программы своего предмета, чтобы жить спокойно 10 лет, ну или 8 лет, если вдруг ФГОС начнёт изменяться.

Что касается структуры рабочей программы, то здесь каждая организация имеет свой локальный документ (Положение) о разработке рабочей программы учителя. Начнём с того, что копия этого документа должна быть у каждого педагога, который читает какие либо часы по предмету. Разделы и пункты РП учителя должны полностью совпадать с требованиями локального документа школы по разработке рабочей программы

Копия должна быть у каждого педагога, кто ведёт часы   источник: Яндекс картинки
Копия должна быть у каждого педагога, кто ведёт часы источник: Яндекс картинки

Какие составные части РП учитель должен контролировать и отслеживать практически постоянно и систематически, чтобы не изменять в РП всего остального? Это КТП и учебно – тематический план предмета. Может случиться так, что в локальном документе школы эти пункты вообще не упоминаются. Но здесь я ещё раз напомню, что рабочая программа педагога есть гарант выполнения требований ФГОС в части предметных результатов, следовательно, именно за содержанием и расчасовкой следим наиболее тщательно.

Ниже я представлю алгоритм разработки РП, который и будет являться гарантом на весь тот период, пока действует очередной ФГОС. Очевидно, что если содержание локальных документов у каждого своё, то и требования к разработкам РП будут разные, но здесь повторюсь ещё раз, не от того, что забыла, а от того, что это очень важно, рабочая программа есть гарант реализации ФГОС по содержанию предмета. Наиглавнейшей и наипервейшей частью в РП является поурочный КТП. Но разработку РП начинаем не с него, а с составления учебно – тематического плана по разделам и учебным темам в этих разделах предмета / дисциплины / модуля / курса

Если в РП не будет (возможно в виде приложений к самой РП) КТП и учебно – тематического плана предмета, никому не удастся проверить, ни внутренней проверке, ни внешней, чем занимались на этих уроках в учебное время. В учебно – тематическом плане должна присутствовать информация по каждому разделу и по каждой учебной теме в разделе, чтобы чётко представлять сколько часов на них отводится. Безусловно, это должно быть отражено в классных журналах (название учебной темы). Часы на промежуточный и итоговый контроль так же заложены в каждой из учебных тем.

Источник:  Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

С чего начинаем сам процесс разработки рабочей программы?

-копируем информацию из ФГОС, в части содержания своего предмета;

-копируем информацию из Примерной образовательной программы в части содержания своего предмета;

-если есть Примерная программа по самому предмету, её содержание тоже учитываем, но обращаю внимание, что наиглавнейшим содержанием остаётся содержание самого ФГОС (вообще лучше сразу придерживаться именно содержанию из ФГОС и любую разбивку делать всегда именно в соответствии с содержанием ФГОС и Примерной ООП);

-разрабатываем учебно – тематический план по предмету, примерно таким образом:

ФИЗИКА (всего, допустим 60 часов)

Раздел 1: Механика – 32 часа (итоговое тестирование 2 часа)

Раздел 2: Молекулярно – кинетическая теория – 28 часов (итоговое тестирование 2 часа) и т.д.

После того, как весь предмет расписали по разделам, начинаете расписывать аналогично каждый из этих разделов, но по учебным темам в разделе, примерно так:

*Раздел 1: Механика – 32 часа (итоговое тестирование 2 часа)

1.1.Механическое движение тел – 6 часов

1.2.Виды движений тел – 4 часа

…………………

1.6. Итоговое тестирование (промежуточный контроль) по разделу механика – 2 часа

Итак добираетесь до КТП (поурочного), его можно сразу делать параллельно с каждой учебной темой, но расписывается КТП по каждому уроку, типа:

Механика – 32 часа

Урок 1: Урок усвоения нового материала (название темы урока)

Урок 2: Комбинированный (название темы урока)

Урок 3: Решение задач (указываете тему, по которой решаете задачи)

……………

Урок 31: Урок - контроль. Тестирование

Урок 32: Урок - контроль. Тестирование

Получив КТП такого типа, у учителя никогда не будет вопроса, что и как записывать в учебный журнал.

Завершив всю эту работу с КТП по всему объёму часов, который отведен на предмет (вот это действительно самая сложная часть работы с содержанием предмета и расписывание его по часам, но на это не стоит жалеть времени, это будет актуальным все 10 лет) составляем рабочую программу, в полном соответствии с локальным документом школы

При сверке (любая проверка, хоть внутренняя, хоть внешняя) всех этих документов, как содержание ФГОС по предмету, содержание Примерной ООП в части предмета, содержание рабочей программы (а там у вас прописано всё по разделам и учебным темам раздела), записи в журнале по часам, всё будет соответствовать одно другому во всех этих документах.

И вот здесь будет совершенно очевидным, что корректировать в такой РП надо будет только учебные часы, если они вдруг поменяются. Для этого в РП может лежать ежегодный лист изменений и дополнений, где и указывается, а что конкретно Вы хотите поменять в своей РП. Но здесь прошу учесть, что в течение самого учебного года запрещается категорически, что либо изменять в РП. Сделать это можно только на следующий учебный год. РП должна быть утверждена в августе месяце, перед началом нового учебного года и всё, никаких далее изменений в течение всего учебного года. Записи в журнале всегда будут полностью соответствовать записям часов из КТП. Большинство внешних проверок показывают, что больше всего несостыковок бывает именно здесь, в не соответствии записей в журналах с объёмом и содержанием рабочих программ по предмету

В условиях ФГОС, когда конечным образовательным результатом заявлены, предметные, метапредметные и личностные, конечно же возникнут вопросы, а что делать с УУД? Их и сейчас заносят в КТП, только не факт, что они формируются. Но это уже совсем другой вопрос и в следующих статьях я к нему вернусь. Но напомню, что в РП должны быть подробно отражены именно предметные результаты, а они выстраиваются как всегда, по типу: должен знать, должен уметь, должен владеть. Личностные и метапредметные, будут постепенно добавляться именно к предметным, которые должны быть прописаны в полном соответствии с содержанием предмета, заявленного во ФГОС и Примерной ООП. СПАСИБО. Продолжение следует

Источник:  Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Напишите, пожалуйста, в отзывах, насколько близка вам эта тематика

Выкладывайте фото. Спасибо!

Спасибо за лайк! ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ