Найти тему
Наталия Саблук

Обучение чтению в раннем развитии: польза или вред?

В своей работе я часто сталкивалась с готовыми методиками и конспектами по раннему развитию, которые продаются и используются детскими центрами.

Я сама не сторонник слепого следования готовым инструкциям и всегда адаптировала имеющиеся материалы под тех малышей, с которыми работала в детских центрах.

Pixabay License. Бесплатно для коммерческого использования. Указания авторства не требуется
Pixabay License. Бесплатно для коммерческого использования. Указания авторства не требуется

В частной практике я всегда строю индивидуальный ритм под каждого ребенка, ибо у каждого в том или ином возрасте свои потребности. Кому-то крупную моторику подразвить, кому-то мелкую, но чаще всего приходится работать с речью.

Одна из серьезных проблем, с которыми сталкиваются педагоги и родители - недоразвитость речи у современных малышей. Одно дело, когда ребенок 2х лет говорит мало, но четко, другое дело - присутствие в речи малышей этого возраста и старше всего нескольких слов, которые понимают и переводят родители.

Мамы и папы стремятся развивать ребенка, ведут его в детский центр, где с детьми проводят комплексные занятия. И вроде все методики правильные, должны помогать, а речь не движется. Почему?

Дело в том, что помимо нужных по возрасту элементах часто в занятиях есть счет, чтение по кубикам Зайцева. И это является сильным триггером для родителей: ого, в два-три года начнем читать!

Но против природы не пойдешь. Законы развития головного мозга малыша никак не "заточены" под раннее обучение чтению и математике.

Ребенок сначала осваивает движение и эмоции, а затем уже созревают те отделы головного мозга, которые связаны с мышлением, счетом, чтением.

И если мы нарушаем этот порядок, да, ребенок перед школой становится "звездой", а потом, в школе, теряет интерес к обучению.

Он не доиграл, и пытается это наверстать.

Он не имеет мотивации к обучению - он уже все знает.

У него нет авторитетов - он выше всех.

Он не умеет работать с эмоциями - этот этап был пройдет экстерном или вовсе пропущен.

"Уставшие" дети, из которых вырастают "уставшие" взрослые. Апатичные. Инфантильные. За которых все решали - чему и когда учиться, и теперь они не имеют своего опыта, своего видения.

Первые плоды мы уже пожинаем. В начальном и среднем звене школы как раз сейчас учатся детки, которые получили все по-максимуму на раннем этапе развития. Родители удивляются, почему так происходит? Потому что была нарушена последовательность развития отделов головного мозга, природный ритм.

И получается, что в уже довольно агрессивной для малыша среде - огромный информационный шум, технические устройства - добавляется ускоренное прохождение обучения задом наперед.

Пожалуйста, дорогие родители! Смотрите, что входит в состав занятий раннего развития. Они сейчас есть онлайн даже. Когда откроют детские центры, в первую очередь, смотрите, что по возрасту ребенку, а что еще рано, спрашивайте у педагога обоснование включения того или иного вида деятельности или обучения возрастной психологии и нейрофизиологии.

"После трех" все только начинается!

Успехов и здорового развития вам и вашим детям!

Заходите ко мне в ВК и Инстаграм: публикую много полезного, в том числе, марафоны по развитию навыков для всей семьи!