Найти тему
DreamKATEcher

Положительный киногерой: почему Юра и Володя хотели играть Электроника?

Владимир Торсуев, "Приключения Электроника", 1979 г.
Владимир Торсуев, "Приключения Электроника", 1979 г.

23 марта 1980 года на экран одного из Одесских кинотеатров выходит детский музыкальный фильм "Приключения Электроника" по мотивам фантастических повестей «Электроник — мальчик из чемодана» и «Рэсси — неуловимый друг» и сразу же зарабатывает небывалую популярность, став культовым в детском кинематографе.

На кинопробы было приглашено более 300 пар мальчиков-близнецов со всего Советского Союза. Володя и Юра Торсуевы пришли на площадку морозным зимним днем 386-ми по счету и чудом оказались в этот день единственными на кинопробах. Ребята были несколько старше предполагаемого для героев возраста, но покорили всех своими талантами: учились в музыкальной школе, оба играли на гитаре, неплохо пели и могли водить мопед. В результате роли достались им.

Братья Торсуевы: позже для съемки будущих Сыроежкина и Электроника выкрасят в яркий блонд
Братья Торсуевы: позже для съемки будущих Сыроежкина и Электроника выкрасят в яркий блонд

Но вот незадача: на пробах сцены в гараже, где Сергей и Электроник обсуждают вопрос, что означает "быть человеком", среди братьев разыгрался спор. Оба хотели играть правильного серьезного Электроника. Володя уступил младшему брату, но работа никак не клеилась. В итоге режиссер просто поменял их местами, и оба образа моментально стали смотреться гармоничнее.

Эта информация вызвала у меня живой интерес: почему оба брата так хотели играть именно Электроника? Ведь роль активного и шумного хулигана Сыроежкина не менее интересная! Мальчишкам всего 13, неужели не хотелось вложить всю свою подростковую энергию в улыбчивого задорного персонажа?

Первая встреча Сыроежкина и Электроника на свалке
Первая встреча Сыроежкина и Электроника на свалке

Вполне возможно, что в наши дни спор оказался бы как раз с точностью до наоборот. Электроника бы назвали занудой, а за роль Сыроежкина велась бы нешуточная борьба: он эмоциональный, взбалмошный, гоняет на мопеде, срывает урок физкультуры, с криками "вот она, свобода!" убегает кататься на аттракционах - не это ли веселье и свобода действий?

Но как видели роль Сергея в советское время? Он вовсе не отрицательный персонаж, нет, но вместе с тем Сыроежкин - троечник, звезд с неба не хватает, дома явно не сидит, убегая гулять или в гараж до самого вечера. А что Электроник? Вот он и есть настоящий пример для советского подростка, пионера: любит учиться, "ведь учиться - это самое приятное"; помогает спортсмену на гонке; рисует, как Репин; тягает штангу, как Алексеев; поет, как Робертино Лоретти; чинит игрушки; защищает девочек; учит испанский и греческий; с хоккеем вот только немного не задалось, но не беда... Короче, ультра-положительный персонаж.

Кажется, что спор ребят был не столько из-за интереса освоить Элика в нашем сложном мире, как сказал профессор Громов, вместе с ним научиться плакать и смеяться, противостоять банде Стампа и т.д., сколько из-за убеждения, что Электроник - это хорошо, а философия Сыроежкина "мы - маленькие дети, нам хочется гулять" - плохо. А этого "плохо" просто не существовало, об этом нам говорит песня "Крылатые качели", близнецам же суждено было встретиться, чтобы учиться друг у друга недостающим положительным чертам.

Фильм несколько идеализирован (в особенности "идеальная" финальная пионерская песня), но все же он добр и поучителен, как любое детское кино. Мальчишки прекрасно справились каждый со своей ролью и сумели донести до юного зрителя несколько очень правильных мыслей, как стать человеком!

Юрий Юрьевич и Владимир Юрьевич, спасибо за детство!