Найти тему
Красота & дичь

29 февраля на Руси

Уважающая науку доля человечества насмехается над суевериями не одну сотню лет. Но эти практики так живучи и прилипчивы, что никого давно не удивляют, а своим процветанием, как бы дают достойный ответ насмешкам. В начале двадцать первого века абсолютное большинство россиян смутно себе представляет корни существующих суеверий и их историю, но, думаю все мы что-то слышали о "нехорошем високосном году", а многие с подозрением относятся к дате 29 февраля. О части истории именно этого суеверия в России мне бы и хотелось написать.

фото: timeanddate.com
фото: timeanddate.com

Размышляя над этим календарным днём своей головой и не углубляясь в нашу связь с прошлым через рассказы бабушек или информационные флюиды суеверной части общества, можно прийти к мысли о том, почему бы нам не радоваться такому редкому событию? Может быть, стоило бы сделать его праздничным днём с философским подтекстом? На это Википедия подскажет, что в Ирландии с V века зародилась традиция, в соответствии с которой, только в этот день в году, - у них он называется днём святого Освальда, - женщина может сделать предложение мужчине. Девушки, этот жест по-круче валентинки и вы ждали его четыре года, дерзайте! В Шотландии в 1288 г этот странный обычай даже был закреплён законадательно. Но на этом всё. Дальше - одни неприятности.

х/ф "Горец" Коннор и Хетер Маклауды - шотландцы средних веков
х/ф "Горец" Коннор и Хетер Маклауды - шотландцы средних веков

Я не искал истоков суеверия и не проводил сравнительного анализа русского и зарубежного отношения к 29 февраля. Однако считаю преступным не поделиться некоторыми сведениями опубликованными Сергеем Максимовым (1831-1901), российским этнографом, которые рассказывают нам о том, как объясняли русские крестьяне нездоровую атмосферу, отравляющую эту дату. Сразу скажу, не понятно, что было раньше - курица или яйцо. Из-за неприятной с незапамятных времён даты страдает христианский святой, или же народу не полюбился святой, которого церковь чтила в эту дату? Естественно, в сотни раз вероятней первый вариант, но мало ли. Итак, история начинается.

«Однажды святой Касьян, вместе с Николаем Чудотворцем, шёл по дороге, и встретился им мужичок, который увязил воз в грязи. — „Помогите, — просит мужичок, — воз поднять“. А Касьян ему: „Не могу, — говорит, — ещё испачкаю об твой воз свою райскую ризу, как же мне тогда в рай придти и на глаза Господу Богу показаться?“ Николай же Чудотворец ни словечушка мужику не ответил, а только уперся плечом, натужился, налег и помог воз вытащить. Вот пришли потом Николай-угодник с Касьяном в рай, а у Николая-то вся как есть риза в грязи выпачкана. Бог увидал это и спрашивает: — „Где это ты, Микола, выпачкался?“ — „Я, говорит Николай, — мужику воз помогал из грязи вытаскивать“. — „А у тебя отчего риза чистая, ведь ты вместе шел?“ — спрашивает Господь Касьяна. — „Я, Господи, боялся ризу запачкать“. Не понравился этот ответ Богу, увидал Он, что Касьян лукавит и определил: быть Касьяну именинником раз в четыре года, а Николаю-угоднику, за его доброту, два раза в год». 
[записано в Зарайском уезде Рязанской губернии]
Святой Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, фото: zadonsk-monastyr.ru
Святой Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, фото: zadonsk-monastyr.ru

Выходит, что за неприглядное недеяние и желание выглядеть в лучшем костюме, святому Иоанну Кассиану высшим повелением (речь идёт, безусловно не о церкви) сократили три из четырёх именинных дня, поместив их на столь редкую дату, да ещё в не самый тёплый сезон. По словам С.В. Максимова, эта версия была наиболее распространённой в среде крестьянства центральной России. Не знали её и по другому объясняли весьма редко, но тоже случалось. Так, например, в Боровичском уезде Новгородской области существовало намного более русское по характеру своей иронии объяснение:

«Св. Касьян три года подряд в свои именины был пьян и только на четвертый год унялся и праздновал своего ангела в трезвом виде — вот почему и положено ему быть именинником через три года раз».
[записано в Боровичском уезде Новгородской губернии]

Независимо от легенд, объясняющих связь святого Иоанна Кассиана с датой 29 февраля, существуют другие легенды в том же духе, повествующие о его земных и загробных похождениях.

«Святой Касьян сначала был светлым ангелом, почему Бог не имел нужды таить от него свои планы и намерения. Но затем святой этот соблазнился на обещания и уловки нечистой силы и, перейдя на сторону дьявола, шепнул ему, что Бог намерен свергнуть всю сатанинскую силу с неба в преисподнюю. Однако, впоследствии Касьяна стала мучить совесть, он раскаялся в своем предательстве и пожалел о прежнем житье на небе и о своей близости к Богу. Тогда Господь внял мольбам грешника и сжалился над ним, но, из осторожности, все-таки не приблизил его к себе, а приставил к нему ангела-хранителя, которому и приказал заковать Касьяна в цепи и бить его по три года тяжелым молотом в лоб, а на четвертый отпускать на волю».
[записано в Кадниковском уезде Вологодской губернии]
кадр: Благие знамения (2019), Касьян - фигура двойственная, как персонаж сказки Геймана
кадр: Благие знамения (2019), Касьян - фигура двойственная, как персонаж сказки Геймана

Разумеется, хронологические (Касьян жил в IV веке и вряд ли мог принимать деятельное участие в знаменитом восстании Люцифера) и теософские несоответствия не являлись сколько нибудь вескими причинами для развенчания подобных мифов. Но если бы они всегда оказывались вескими причинами, разве знало бы человечество искусство поэзии, тем более народной? Кстати, есть легенды, по которым судьба Касьяна, после прощения за предательство оказалась менее печальной: якобы он был поставлен на страже у врат Ада и только раз в четыре года имел право оставить их и явиться на землю. Сомнительное назначение, учитывая его прошлое. Кстати, 29 февраля врата Ада, по той же легенде, не оставались без охраны, стража замещали сразу 12 апостолов.

Вместе с этими мифами, святому Касьяну достались и дополнительные, мелкие характеристики. По досадной случайности (или божественному проведению?), его римское имя, пришедшее на русскую землю получило ряд звуковых ассоциаций, которые не могли возникнуть в неславянских языках. «Касьян на что взглянет - все вянет», конечно же у Касьяна недобрый взгляд: стоит ему взглянуть на домашних животных - помрёт скотина, взглянет на деревья - конец лесу, ну, а если посмотрит на человека  - тому, как минимум, крупно не повезёт. Про выглядещго недовольным и хмурым, необщительного человека говорят « Касьяном смотрит». Про человека, которому приписывают возможность "сглаза" говорили так: «Касьян косоглазый, от него, братцы, хороните все, как от Касьяна — живо сглазит, да так, что потом ни попы не отчитают, ни бабки не отшепчут».

Кадр: Охотники за привидениями 2 (1989), Виго, можно сказать, смотрит Касьяном
Кадр: Охотники за привидениями 2 (1989), Виго, можно сказать, смотрит Касьяном

Внешний облик святого Касьяна описывался неприглядным, разумеется, в представлениях крестьян у него должны быть косые глаза с несоразмерно большими веками и мертвящим взглядом, так, что в статье про него в Википедии стоит сслыка на литературного персонажа Вий. С.В.Максимов заключает, что в день 29 февраля крестьяне просто предпочитают не выходить из избы, чтобы не случилось чего, и особенно опасно считалось выходить до восхода, кое-где в деревнях даже старались проспать до обеда, чтобы таким образом переждать самое опасное время.

В 2020 году 29 февраля пришлось на субботу и, казалось бы, многие сумеют обезопасить себя от проверки народных суеверий сидя дома. Но в наше время неприятных ситуаций в Интернете может произойти не меньше, чем на улице. Можно надеяться, что всё обойдётся, можно не быть суеверными, но любить суеверия, за их поэтичность, простоту, иронию, а иногда даже поучительность - чего я всем и желаю.

Источники:

  1. Некрылова А.Ф. - Русские праздники
  2. Википедия, - Иоанн Кассиан
  3. Википедия, - 29 февраля