Заметки путешественника
Всем привет!
Сегодня я продолжу путешествие по Восточной Сибири и расскажу о трамвайной системе Усолья-Сибирского.
Как и во многих других городах Сибири, основной задачей при проектировании трамвая в 60е годы 20 века ставили осуществление подвоза рабочих к комбинату, а именно к "Усольехимпром", так как автобусы со своей задачей не справлялись. Уже 15 февраля 1967 года состоялся запуск трамвая в городе. Они пошли по двум маршрутам: 1 от Трамвайного парка до 9-й столовой (остановка у комбината) и 2 от 9-й столовой до остановки Рынок. Под запуск маршрутов из Иркутска были присланы 5 вагонов КТМ-1 1949 года выпуска. "Первые" были списаны уже в 1970 году, при этом в парке имелось уже 73 вагона, с 36 поездами из КТМ-КТП-2.
Уже в 70е годы продолжилось развитие сети. В 1974 году от Рынка линию продлили до Привокзальной, с пуском маршрута 3 от Трамвайного депо - Привокзальный. Туда же протянули и "двушку". 2 года спустя её же продлили до Химфармкомбината. А старый маршрут получил номер 4. Правда, такой маршрут пробыл не так много времени, его отменили в конце 80-х с передачей вагонов на маршрут 2.
В 80е годы КТМ-КТП-2 стали заменять на КТМ-5 (интересно, что тут эти вагоны появились раньше, чем в других городах Иркутской области).
В 1985 году пустили маршрут от Трамвайного парка до ХФК, он получил номер 5. Маршрут просуществовал несколько лет и был отменен.
В 1991 году было закуплено 2 КТМ-5А, В 1993 - один 71-608К, а в 1999 - один 71-608К. К 2001 году линия до ХФК показала свою нерентабельность и её закрыли с демонтажом линии. Трамвай 5 отменили, а "двушку" сократили до ПЗО.
В 2003-2004 годах два КТМ-5 прошли КВР, при котором получили новую "морду" схожую с той, что установили на экспериментальный 71-606, а также контакторно-транзисторную систему управления. Данные вагоны получили обозначение модификации 71-605РМ.
В 2006 году было построено кольцо "Коростова", от которого пустили до Привокзальной маршрут 4. Вагоны на него взяли с маршрута 2. Это было сделано с той целью, чтобы уменьшить число холостых пробегов вагонов к заводу во внепиковое время. В этом же году в город поступило 2 вагона 71-619КТ.
В 2008 году начали строительство линии от Привокзальной. Изначально планировалось замкнуть кольцо от ЖД Вокзала до 8 микрорайона, но из всех задумок реализовалась лишь 400-метровая ветка до станции. И то, строительство велось 2 года, запуск произошёл лишь 1 октября 2010 года.
В 2015 году маршрут 1 продлили до ПЗО.
В 2018 году город получил Б/У вагоны из Москвы: 1 КТМ-8 и 3 КТМ-19.
Сейчас в Усолье-Сибирском имеется 36 линейных вагонов на 4 маршрута, причём 1й практически не существует - всего лишь 2 рейса с утра, маршрут 2 работает в пик раз в 15 минут, а вне пик интервалы доходят до 1,5 часов, 3 ходит раз в 5-10 минут, а 4 ходит стабильно раз в 15 минут с 8 до 8. Проезд с 1 января 2020 подорожал, теперь он стоит 23 рубля. Билетики заменили на специальные чеки. Это сделали повсеместно в Иркутской области. Состояние вагонов хорошее, они постоянно ремонтируются и поддерживаются в работоспособном презентабельном состоянии.
Пока прогуливался, посетило интересное чувство: вроде 2 года назад катался в столице на этих самых вагонах, а сегодня уже в 5 тысячах километрах от родного города снова на них же раскатываю.
Сеть находится в стабильном состоянии, но каких либо перспектив развития пока не предвидится.
На этом статья подходит к концу. В следующей мы поговорим с Вами о трамвайной системе соседнего города - Ангарска.
Спасибо за внимание, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал! До новых встреч!