Найти в Дзене
Тихонов Александр

Буква закона и социальная справедливость или история о том как кривда стала правдой

Так уж, без малого трагически, повелось в нашей стране, что заработная плата (далее - ЗП) под зачастую - это не вознаграждение за труд, а что-то вроде подачки, чтобы жил, работал, и не приведи случай не сдох (конечно не сдох, а кто же налоги платить то будет?!) Про счастливую жизнь в достатке видите ли в Трудовом кодексе Российской Федерации ничего не написано, там есть про зарплату, а не про её размеры.

К написанию этой статьи меня подтолкнула тема иного автора, статья которого была опубликована здесь... на ДЗЕНЕ. Для отличия с собой я буду именовать его далее по тексту Автором Х. https://zen.yandex.ru/media/id/5d518f81f73d9d00ae022b14/progressivnyi-nalog-vvedem-a-neoblagaemyi-minimum-net-5e4565b424a0e0721207487a?&utm_campaign=dbr

Автор этой статьи предлагал ввести прогрессивный налог. И видимо тут вы возмутитесь: "Окстись, автор (то есть я), чего плохого-то, или ты враг своему народу?!" И действительно ничего плохого в этом желании (ввести "прогрессивку") нет, более того скажу, уверен это чертовски правильная идея, которая обеспечит принцип социальной справедливости, и самое главное принцип соучастия в устройстве благополучия страны всех её граждан, НО, это важно, в зависимости от их возможностей. Помните? (Старшее поколение поймет): "От каждого по возможности, каждому по потребности" Условно: богатый человек должен платить больше, потому что у него больше возможностей для устройства благостей для экономики и общества в стране. А если ему это делать совесть не позволяет, или жаба, а может и та и другая вместе, значит ему надо помочь это сделать с помощью закона, то есть этой самой прогрессивной шкалы налогообложения. Дьявол, как принято говорить, кроется в деталях предложения Автора Х, или" гладко было на бумаге, да забыли про овраги...а по ним ходить".
В общем Автор Х предложил начать повышенное налогообложение уже, ВНИМАНИЕ, с 30 000 рублей. Ставка фиксированная 7500 рублей, распространяется на диапазон заработных плат размером от 30 000 рублей до 50 000. Но это не всё. Нет, ему этого показалось мало, цитирую: "+ 30% с суммы превышающей 30 000". Дальше - больше. И вишенка на торте всем гражданам, вне зависимости от социального статуса, и фин.положения, в том числе размера ЗП, выплачивать гос поддержку, цитирую " взрослым 7500 , детям 5000 рублей". Правда Автор Х не указал за какой период, но я так понимаю, что речь им велась о ежемесячных выплатах. Заманчиво правда? Отобрать деньги, чтобы потом дать деньги, в том случае, когда лучше бы все оставить как есть. Ну и кто кого укусил, прошу прощения за сарказм? Действующая ставка в 13% от 30 000 рублей составляет 3 900 рублей, автор же предлагает увеличить её до 7500 рублей (такая вот забота о народе. Автор либерал?), но потом ещё и дать сверху денег просто так,потому что ты есть у народа и государства (автор коммунист?) У меня такие позывы автора, вызывают стойкое чувство наличия у него когнитивного диссонанса. НО это даже не главное, нет, удивляет даже не это, а то что автор видит в заработной плате от 30 000 до 50 000 рублей...упс. Роскошь?! Что?! Автор...ну ты чего... серьезно что ли? Даже комментировать не хочу, слов нет, одни слюни и эмоции. Нет...я конечно понимаю, что заработная плата в размере МРОТ, а по состоянию на начало 2020 года это 12130 рублей, это действительно мало, мало до степени унижения работника, но это совсем не значит, что с ЗП в рамзере от 30 до 50 тыс.руб. ты (фигурально) резко превратишься в буржуина. Грубо говоря, нищета одних, а ЗП в 12 130 руб. по-моему глубокому убеждению, это беспробудная нищета, не является мерилом роскошной жизни других, потому что не является нормой в принципе. Говорить о роскоши надо, когда человек выбивается уже из среднего класса, и может себе позволить ГОРАЗДО БОЛЬШЕ и ЧАЩЕ, чем средний класс на свою ЗП. ГОРАЗДО БОЛЬШЕ и ЧАЩЕ - важный критерий, потому как человек среднего класса имея цель и характер, а может даже безрассудство, может в кредит, НАПРИМЕР купить автомобиль премиум класса, нет не яхту конечно же, но это совершенно не означает, что он буржуй. Увы, не у всех у нас есть способность жить по средствам, а блага появившиеся благодаря в числе прочих этой черте, далеко не всегда является показателем нашего достатка.
Мое решительное "нет" такой прогрессивной шкале. Я вообще считаю, что прогрессивный налог должен применяться к заработной плате размером не меньше 80 000 рублей, а то и всех 100 000, и то к ЗП таких размеров должна применяться некая начальная ставка, ну например процентов 20, а только с повышением ЗП выше указанных значений увеличивать соответственно и налоговую ставку. Но точка отсчета для применения "прогрессивки" должна быть не менее 80 000 - 100 000. До этих величин заработных плат россиян НДФЛ должен составлять привычные нам 13 процентов, не более.
Автор, собственно как и государственные органы РФ, абсолютно не принимает во внимание, тот факт что, например, некая сумма... пусть будет 30 000 рублей в зависимости от региона проживания - это разные деньги. И ведь, друзья, для нас это не новость, мы все всегда это понимали. Развитость отдельно взятого региона, определяет цены на основные услуги и продукты питания в нем, соответственно определяя благополучие его жителей. Я сам как "северянин" знаю что такое при заработной плате в 35 000 рублей отдавать ежемесячно только за коммуналку 8 тысяч, а ведь это для некоторых регионов не предел.
И тут, чтобы предметно говорить о том, что же такое наша заработная плата, что же такое этот пресловутый МРОТ надо понять как и что рассчитывается.
Как всем опять же известно МРОТ у нас "общероссийский". МРОТ, как высказывался неоднократно Конституционный суд РФ, - это месячная заработная плата за НЕКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ труд при нормальных условиях труда. Конечная величина МРОТ корректируется с учетом действующих "региональных надбавок", например районный коэффициент, надбавки за работу в особых климатических условиях ("Северные" и т.п.). Высказал эту позицию Конституционный суд РФ впервые в 2017 году, при этом разъяснив, что в заработную плату, в том числе и в МРОТ, помимо районных и северных надбавок недопустимо включать иные компенсационные выплаты, потому что иное означало бы нарушение принципа повышенной оплаты за работу в условиях отклоняющихся от нормальных. Что же такое работа в условиях отклоняющихся от нормальных?

Открываем Трудовой кодекс РФ, смотрим что там написано:

  • Статья 154. Оплата труда в ночное время

    Перечисленные выше виды компенсационных выплат, а они являются таковыми, НЕ ДОЛЖНЫ входить в МРОТ, то есть расчет ЗП, если она к примеру составляет МРОТ, должна производиться следующим образом, например:

    Оклад X рублей + премия Y процентов оклада = МРОТ

    Если премии нет, тогда Оклад X рублей = МРОТ

    Замечание: Вообще если честно, включать в МРОТ премию - глупая затея, потому что депремировать работника за дисциплинарные нарушения работодатель не сможет, так как работник отработал месячную норму часов. Идем-с далее...

    Например наш гипотетический работник сторож, то есть он работает по графику в режиме скользящего рабочего времени, например сутки через двое. Так вот ночные часы работодатель обязан ему оплатить сверх МРОТ, в размере не менее 20 процентов от стоимости отработанных в данном месяце часов...
    всех часов, а не только тех, что входят в установленную в этом месяце норму времени. Затем оплатить все часы, которые были отработаны работником сверх установленной в этом месяце нормы рабочего времени как сверхурочные. Некоторые, на мой взгляд оборзевшие работодатели, все перечисленные компенсационные выплаты включали в МРОТ, мотивируя это тем, что у работников свои график работы, и мол для них нормой часов будет ровно столько, сколько у них стоит часов в графике, а не столько сколько установлено в расчетном месяце (см. производственный календарь). Все что хочется посоветовать таким работодателям это наконец-то перестать борзеть или работать на себя самим.

    Вернемся к нашему сторожу.

    У нашего сторожа за норму часов, именно за норму и никак иначе, установлен оклад 12 130 рублей, что равно МРОТ.

    Наш сторож отработал в текущем месяце 192 часа, из которых 64 ночью, при норме часов установленной для этого месяца 168.

    Итак, чтобы узнать стоимость часа работника необходимо его оклад либо оклад+премия, которые должны быть равны МРОТ, разделить на норму часов в это месяце:

    12130 / 168 = 72,21 руб./час.

    Затем умножить количество фактически отработанных часов на стоимость одного часа:

    192 * 72,21 = 13 864,32 руб. - это месячная заработная плата работника, НО!!!! нам же надо не забыть начислить компенсационные выплаты

    Работа в ночное время оплачивается в повышенном размере не менее 20 процентов оклада, опять же месячного оклада, рассчитанного от фактически отработанного времени (192 часа применительно к данному случаю), а не нормы часов:

    13 864,32 * 20% = 2 772,86 руб.

    Сверхурочные, если среди них нет праздничных оплачиваются первые два часа в полуторном размере, последующие часы в двойном, так как мы уже все часы оплатили в одинарном размере, то нам за сверхурочные часы надо доплатить за первые два часа 0,5 от стоимости одного часа, и в одинарном размере все последующие сверхурочные часы, всего сверхурочных часов у работника 24 (192-168):

    1) 2 часа * 72,21 руб. * 0,5 = 72,21 руб.
    2) 22 часа * 72,21 руб. * 1 = 1 588,62 руб.
    3) 72,21 руб. + 1588,62 руб. = 1660,83 руб.

    Считаем месячную заработную плату нашего сторожа:

    13 864,32 руб. + 2 772,86 руб. + 1660,83 руб. = 18 298,01 руб.

    А если, наш работник проживает в местности, где действуют надбавки за работу в особых климатических условиях, районные коэффициенты, то конечную заработную плату необходимо проиндексировать на величину таких надбавок. Например, наш сторож работает в местности, где действует районный коэффициент 1,3 (30%) от заработной платы и "Северная надбавка" в размере 50% заработной платы, не месячного оклада, не МРОТ, а именно конечной заработной платы, то:

    1) 18 298,01 руб. * 30% = 5 489,40 руб.
    2) 18 298,01 руб. * 50% = 9 149,01 руб.
    3) ЗП: 18 298,01 руб. + 5 489,40 руб. + 9 149,01 руб. = 32 936,42 руб.

    Из конечной суммы необходимо удержать НДФЛ:

    1) 18 298,01 руб. * 13% = 2379 руб. (копейки округляем до целого)
    2) 32 936,42 руб. * 13% = 4 282 руб. (копейки округляем до целого)

    Работнику к выдаче:

    1) 18 298,01 руб. - 2379 руб. = 15 919,01 руб.
    2) 32 936,42 руб. - 4 282 руб. = 28 654,42 руб.

    Такой расчет заработной платы является соответствующим требованиям действующего законодательства, с одной оговоркой, если учетный период рабочих часов у работодателя равен одному месяцу, если же таковой период составляет квартал, полгода, год, то соответственно и сверхурочные часы будут рассчитываться и оплачиваться по истечению этого периода, а в каждом отработанном месяце будут оплачивать лишь количество часов в соответствие с нормой часов установленной для соответствующего месяца (см. производственный календарь).
    И так, возвращаемся к первоначальной теме статьи, теперь мы видим что такое этот МРОТ, и как его правильно рассчитывать, хотя бы и на одном примере.

А теперь давайте представим, что работник (наш сторож) получает ЗП не МРОТ, а немногим больше, так что будучи на Севере он получит 31 000 рублей, а там где нет надбавок 17 000 рублей (разница в ЗП взята условно). По кривой логике автора тот, что получил 31 000 рублей "на Севере" уже должен попасть под действие предложенной им прогрессивной шкалы налогообложения, видимо зажирел однако парень наш сторож, ишь какой хитроумный, а тот что работал в местности, где таких надбавок нет, - "хороший мальчик", ему 13% НДФЛ. Вот такая у Автора Х занимательная социальная математика.
А по справедливости-то должно быть совсем не так! Такие надбавки, как районный коэффициент и "Северная надбавка" несмотря на то, что они являются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО компенсацией за работу в условиях отклоняющихся от нормальных, де-факто в наше время обеспечивают работника ещё и гарантией того, что его заработной платы хватит на покрытие его основных потребностей в регионе проживания, в котором из-за отдаленности, неразвитости и пр. основные товары и услуги стоят дороже, чем в том регионе, где такие доплаты отсутствуют. А ведь так быть и должно.
Учитывая изложенное, если и адаптировать модель Автора Х, то должно быть так, что НДФЛ при прочих равных должен удерживаться из заработной платы до применения к ней доплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями и районного коэффициента, потому что такие доплаты обеспечивают возможность нормального проживания/существования работника в соответствующем регионе, и не более, иное означало бы неминуемое заведомое ухудшение положения "Северянина" по отношению к работнику работающему в нормальных климатических условиях.
То есть, я имею в виду, что для построения социальной справедливости в нашем царстве-государстве, работник, например, где-то с "Севера" России, должен получать одинаковую, назовем её БАЗОВУЮ, ЗП с работником где-то с Юга России, при условии, что они оба трудятся на одном виде производства, имеют одинаковую квалификацию и стаж, занимают одинаковую должность, и при прочих равных, но работник с Севера должен ЕЩЁ и получать доплату уже к рассчитанной ЗП, это те самые районный коэффициент и "Северная надбавка", благодаря которым работник - "Северянин" сможет покрыть свои расходы на товары и услуги, которые стоят дороже, чем в местности/регионе работы работника -"Южанина". Такие доплаты должны быть не больше и меньше, чем это необходимо. Иначе будет получаться, что работнику - "Северянину" доплачивают не только для покрытия увеличенной стоимости товаров и услуг, но и...за проживание в этой местности, за частую плохую погоду и т.п.
Тут мне могут обоснованно возразить, а как же свободный рынок, фактическая разница в условиях работы. ещё какие-то ньансы, что же всех подравнять под одну гребенку? Нет, товарищи, не так, на государственному уровне необходимо закрепить не только МРОТ, но и тарифную систему оплаты труда, так называемую тарифную сетку по отраслям хозяйства (увы, уже не народного). Что же мы в итоге получим? МРОТ отправная точка, как писалось выше месячная заработная плата за неквалифицированный труд, то есть труд для выполнения которого, не требуется какой-либо квалификации, уровня образования, стажа, навыков, например уборщица, сторож, гардеробщик, дворник и т.д. Правда с уборщиком и дворником, а также рядом других должностей, есть проблема - напрочь похороненная система нормирования труда, на сегодняшний день нет общероссийских ЕДИНЫХ и главное ОБЪЕКТИВНЫХ нормативов труда. В итоге на них бедных за этот несчастный МРОТ порой такой объем работы навешивают, что на 1,5 или даже 2 "ставки" хватит. Вот он рынок, господа либералы, вот он и насаморегулировал, похоронили всё наследие трудовое, а ведь оно было и было вполне удачное. Предлагаемая тарифная сетка фактически предполагается как отправная точка, ниже которой оценивать труд работника, уже имеющего квалификационный разряд, нельзя. Если какой-то работодатель, считает что его работник ему более ценен, или есть некие отличия, он может: разработать тарифную сетку для своего предприятия с более высокими тарифным коэффициентами, чем утвержденная общероссийская, либо "отыграть" повышенную ЗП месячной премией, второй вариант чаще всего и применяется.
И так, подытоживая, чтобы все привести к логике, а главное "справедливой" логике, необходимо произвести ряд коренных изменений в законодательстве:

1) Потребительская корзина не должна быть общероссийской, усредненной и какой-то там прочей, она должна быть исключительно региональной, и учитывать исключительно объективные цены на товары и услуги внутри соответствующего региона/местности. Сделать это необходимо для того, чтобы объективно подойти к пониманию величины прожиточного минимума, который, как я показал выше, абсолютно разный для каждого региона, в силу разницы в ценах на товары и услуги, хотя бы даже товары и услуги первой необходимости, т.е. безальтернативные товары и услуги, от которых потребитель не может отказаться в силу естественных причин.

2) МРОТ может быть и общероссийским, НО без понимания насколько в этом регионе выросли цены на основные товары и услуги относительно другого региона, где МРОТ установлен на уровне федерального, невозможно будет оценить на какую величину его необходимо увеличить/проиндексировать в другом регионе или местности. Сейчас же мы до сих пор пользуемся ставками таких доплат, утвержденных ещё органами СССР в середине 20 века. Их объективность и обоснованность их размера вызывают много вопросов, не говоря уже, сколько времени утекло с тех пор.

3) Напоследок хотелось бы "по-винтикам" разобрать сами условия и порядок начисления районного коэффициента и надбавок за работу в особых климатических условиях. Считаю нынешний порядок, идущий по традиции от СССР, крайне не справедливым, и вот почему...
Для наглядности, приведем пример с двумя работниками, которые трудятся в особых климатических условиях одной местности и предприятии, и к заработным платам обоих работников применяются одинаково районный коэффициент 1,5 к заработной плате, и "Северная надбавка" 50% к заработной плате.

Например, работник получил ЗП 20 000, ему необходимо к этой ЗП ещё выплатить 1,5 районного коэффициента, и 50% Северной надбавки, то получается 20 000 + 10 000 + 10 000 = 40 000. Другой работник, например, его коллега старше по должности, возможно даже его руководитель получает ЗП 40 000 рублей, то: 40 000 + 20 000 + 20 000 = 80 000. И?

Полученный результат просто-напросто противоречит смыслу социальной справедливости и социального равенства, это противоречит смыслу и назначению самих надбавок. Фактически два рабочих, работающих на одном и том же предприятии, И ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ, А ПОТОМУ ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕ
в равной степени подвергаются действию негативных климатических условий на работе, именно на работе, не дома, не в местности проживания, а в местности работы. Но вопреки логике и здравому смыслу, справедливости в конце-коцнов руководитель будет получать указанные надбавки в большем размере, чем его подчиненный/коллега, только из-за того у него заработная плата больше, а соответственно и надбавки, исчисляющиеся в процентном отношении от неё, тоже будут больше.

Подводя расчет к итогу: работнику благодаря выплате районного коэффициента и "Северной надбавки" мы компенсировали ежемесячные затраты на основные товары и услуги в регионе/местности проживания, которые являются большими, чем в том регионе, где МРОТ меньше, а вот его руководителю/коллеге мы не только компенсировали аналогичные затраты, но ещё и дали нехилый бонус виде "свободных" денег, "свободных" потому что они уже идут сверх потребности на покрытие повышенной стоимости товаров и услуг в регионе/местности проживания, в то время как, эти "свободные" деньги у него должны образовываться, и более того скажу и так образуются, из-за разницы в оплате должностей с разной квалификацией или различных должностей, то есть его должности, как руководителя, и должности его подчиненного.

Вы можете себе представить такую ситуацию, что две женщины будучи матерями-одиночками, опять же исключительно для примера, будут получать разные суммы средств в качестве мер гос. поддержки, потому что одна работает дворником, а вторая хоть секретарем, при условии равности их ЗП? Да нет конечно! Такого нет! Так вот абсолютно непонятно, почему в сфере труда такое происходит? Это же чистой воды дискриминация в сфере труда! Оплата работы в местностях с особыми климатическими условиями является компенсационной мерой, которая в равной мере призвана защищать интересы каждого работника, вне зависимости от должности, заработной платы, прочих обстоятельств. Необходимость таких выплат продиктована как в равной степени действием негативных климатических условий на всех работников, трудящихся в пределах одной местности, так и в равной степени для каждого из работников увеличением стоимости товаров и услуг в регионе/местности проживания, а потому разная доплата за работу в таких условиях видится несправедливой и нарушающей принцип равной оплаты за равные условия труда, в том числе и если речь идет о компенсационных выплатах, как составной части заработной платы работников. Данное замечание, как описывалось выше, справедливое, если мы приходим к выводу, что районный коэффициент и "Северная надбавка" вводятся ФАКТИЧЕСКИ, как бы они не обосновывались, для ежемесячных затрат работающего населения на ОСНОВНЫЕ товары и услуги в регионе/местности проживания, которые являются большими, чем в том регионе, где товара услуги дешевле, а МРОТ меньше. Если же мы все таки приходим к выводу, что перечисленные выплаты решают не только указанную задачу, но и являются бонусом за негативные условия проживания в местности работы, то тогда вероятнее всего будет уместным оставить их исчисление в процентном отношении от ЗП либо, на мой взгляд лучше, потому что справедливее, сделать фиксированным, но в большей мере, чем размер средств, составляющих только лишь компенсацию увеличенной стоимости товаров и услуг в регионе/местности проживания.

Я все таки склоняюсь к тому, что вышеуказанные надбавки к заработной плате должны быть фиксированными, и иметь именно региональное обоснование применительно к её размеру, учитывать региональную потребительскую корзину, региональный прожиточный минимум, чтобы понимать на какую величину необходимо увеличить федеральный МРОТ, и вообще заработную плату на региональном уровне и обеспечить удовлетворение потребностей граждан, трудящихся в этом регионе/местности, в основных товарах и услугах. То есть к примеру, в каком бы размере не получал работник ЗП: МРОТ, 1,5*МРОТ, 2*МРОТ, его надбавки будут фиксированными, например 8000 районного коэффициента и 10000 Северной надбавки, потому что цель этих надбавок, опять же как я вижу, компенсировать увеличенные цены на ОСНОВНЫЕ товары и услуги в регионе/местности проживания, перечень которых кстати говоря, то нужно расширить, он сейчас не объективен.

Единственным гипотетическим минусом такого решения может стать нежелание высококвалифицированных кадров ехать на Севера работать, мол вроде я такой весь растакой, а доплаты за работу на Севере у меня с обычным работником одинаковые, потому как фиксированы на уровне нормативного акта для отдельно взятой местности. Опять же, на мой взгляд, с таким гипотетическим замечание нельзя согласиться, потому что высококвалифицированный работник уже имеет более высокую зарплату, чем работник в более низкой квалификацией, должностью, т.е. в даном случае дифференциация в оплате труда в зависимости от должности, квалификации, стажа и т.п. уже произведена, дифференциация же компенсации за работу в одинаковых для сравниваемых работников негативных климатических условиях в зависимости от размера заработной платы является излишней, и не отвечающей смыслу и назначению соответствующих выплат, целью которых является компенсация возросшей на Севере и приравненном к нему местностям стоимости товаров и услуг относительно стоимости товаров и услуг в регионах, где действует федеральный МРОТ без надбавок и цены на основные товары и услуги ниже.

Если такие изменения не произвести в ближайшее время, мы получим существенный отток населения из Северных регионов, а равно регионов экономически неразвитых/слабо развитых, этот отток, на мой взгляд, уже сейчас имеет очень тревожные объемы, дальше будет ещё хуже. После того как такие регионы "обезлюдят" налогооблагаемой базы попросту не будет хватать для создания средств на поддержание благоустройства и развитие инфраструктуры на всей территории такого региона. В ряде регионов России уже приведенная ситуация. Дальний Восток: население валит в центр России, замены ему нет, идет естественная убыль населения, налогооблагаемая база как и следственно доход региона падают, а обслуживаемые территория и объекты инфраструктуры не уменьшаются, как и соответственно не уменьшаются затраты на их содержание. В итоге регион живет федеральными кредитами и прочими дотациями.