Найти в Дзене
БиблиоЮлия

Творчество и бессознательное

Лебеди, отражающиеся в слонах. Дали, конечно
Лебеди, отражающиеся в слонах. Дали, конечно

Нашла  интересную цитату в работе Карл Густав Юнг "Трансцендентная функция":

"Бессознательное содержит все комбинации фантазий, которые еще не достигли порога интенсивности, но которые с течением времени и при благоприятных обстоятельствах проникнут в сознание.
Этого достаточно, чтобы понять, почему бессознатель­ное дополняет сознание.
Конкретность и направленность осознающего разума являются качествами, которые человеческая раса обрела сравнительно недавно...
...(и) являются чрезвычайно важными приобретениями, за кото­рые человечество заплатило очень высокую цену, и кото­рые, в свою очередь, сослужили ему большую службу. Без этих качеств были бы невозможны наука, технология и цивилизация, поскольку все они предполагают непрерыв­ность и направленность идущих в сознании процессов. Эти качества абсолютно необходимы как государственному де­ятелю, врачу и инженеру, так и простому рабочему. Вообще мы можем сказать, что индивид становится бесполезным для общества в той степени, в какой эти качества ослабле­ны бессознательным. Разумеется, великие художники и прочие творчески одаренные люди являются исключением из этого правила. Преимущество таких индивидов как раз и заключается в проницаемости перегородки, разделяющей сознание и бессознательное. Но эти исключительные чело­веческие сущности мало пригодны в профессиях и видах общественной деятельности, требующих постоянства и надежности."

Выделила текст я сама. Посмеялась, что поэты и художники - люди совершенно непригодные для нормальной человеческой деятельности.

"Стало быть, максимально возможные стабильность и конкретность психического процесса оправданы и даже необходимы, ибо того требуют суровые законы жизни. "

 Замечательно, что для творчества необходим постоянный приток бессознательного, который как раз мешает во всех остальных видах деятельности. Там дальше рассматриваются случаи, когда бессознательное прорывается во сне или в осознанных фантазиях. То есть для того, чтобы бессознательное вырвалось наружу, человек должен временно отключить контроль сознания.

"Еще одним источником (бессознательного материала) являются спонтанные фан­тазии. Они, как правило, отличаются большей связ­ностью и четкостью содержания, важность которого за­частую очевидна. Некоторые пациенты способны фан­тазировать в любое время, просто-напросто "отключая" критическое отношение к фантазиям. Эти фантазии можно использовать, хотя способностью к такого рода фантазированию отличается далеко не каждый человек. Впрочем, умение свободно фантазировать можно и развить с помощью тренировок. Тренинг заключается прежде всего в систематических упражнениях по отклю­чению критического отношения, то есть создания вакуу­ма в сознании. Это стимулирует стоящие наготове фан­тазии."

И тут мне вспомнились во-первых упражнения исихастов, делателей умной(сердечной молитвы), которые как раз практиковали полное отключение сознания для успешной молитвы.
А во-вторых, я подумала о собственных состояниях вдохновения. Очень часто стихи приходят мне как раз на грани засыпания или, наоборот, сна и пробуждения практически в готовом виде: только вставай и записывай. И именно эти стихи я считаю самыми удачными - они идеально отражают мои мысли и чувства и практически совершенны по форме. По Юнгу, оказывается, это работа моего бессознательного! Ура ему!

А как у вас?