Найти тему
Дневник Виктории М.

Масленица - обряды и традиции Воронежской области

Масленица - своеобразный праздник. Несмотря на то, что масленичная неделя перед постом является строгой, её всё равно празднуют.

Выпекаемые на Масленицу блины являлись ритуальной пищей. Особое значение имел первый испеченный блин. В одних районах Воронежской области (Рамонский, Репьевский) он предназначался умершим предкам. Блин клали к иконам, где он должен был пролежать 3 дня, после чего отдавали домашней скотине. В других районах первый блин хозяйка съедала, произнося, «помянем родителей», а за столом первый блин делили на всех членов семьи. В Семилукском районе существовал обычай раздавать блины.

Большинство масленичных обрядов было связано с аграрной и скотоводческой деятельностью. В Воронежском уезде в это время катались с гор на плетенках, в Россошанском - на лошадях и качелях, высота взлета которых служила символом мощного роста растений.

В селах Воронежской области устраивали складчину, когда от каждого двора по очереди катали в санях отдельно девочек и мальчиков, после катания их приглашали на ритуальный обед.

В дни Масленицы повсеместно катали на тройках молодоженов вокруг села. Традиция катания на тройках молодоженов в Воронежской области отмечена и в конце 1950-х гг. Во время катания исполнялись величальные песни. Катанию молодоженов первоначально приписывали магическое значение: оно должно было обеспечить плодородие.

А. Степанов - Катание на Масленицу, 1910
А. Степанов - Катание на Масленицу, 1910

В селах северо-востока Воронежской области катались верхом на донцах с подвязанными полотенцами. Причем не только подростки, но и женщины для того, чтобы был хороший урожай конопли. В донце вырезали рельефное или объемное стилизованное изображение языческого божества, покровителя растениеводства. Перед гнездом для гребня делалось небольшое углубление, куда насыпали семена конопли или подсолнечника. Это символическое кормление языческого божества дожило до конца ХХ века.

П. Грузинский - Масленица, 1889
П. Грузинский - Масленица, 1889

До середины 1930-х гг. в южных районах области сохранилась языческая традиция в дни празднования Масленицы: спускать с горы колеса от телеги с подвязанными к ним пучками соломы. Катящиеся с горы колеса символизировали солнце, поворот его на весну.

С крестьянским земледельческим трудом связаны обычаи валяния в снегу молодежи: «Ребята в снег паволють, мала куча наволится, человек десять на одну – ну она и лежит в снегу, будто мертвая». Валяли и тех, кто был женат первый год – «в снегу обкатывали».

В Верхнемамонском, Павловском, Калачеевском районах до середины 1960-х гг. катались не только на салазках, но и на ледянках из навоза, изготовленных в форме салазок и в форме круга. По поверьям, катания на ледянках с горы и по льду способствовал хорошему урожаю и приходу устойчивой весны.

Б. Кустодиев - Масленичное гуляние, 1919
Б. Кустодиев - Масленичное гуляние, 1919

Соломенное чучело Масленицы стояло всю неделю. Иногда чучело возили по селу, при этом бросали в него яйца. Ритуал сожжения чучела проходил в последний день масленичной недели.

Масленичные костры - это не только проводы зимы, как календарного периода, но и один из способов уничтожения старых и ненужных вещей, выпроваживание духов предков, всю масленичную неделю незримо присутствовавших в мире людей.

А. Васнецов, Сжигание чучела Масленицы
А. Васнецов, Сжигание чучела Масленицы

Масленица была знаменита и кулачными боями, причину которых жители сел объясняют по-разному: одни ссылаются на традиции, другие считают, что «засиделись мужики, а зимой поразмяться надо». Кулачные бои устраивали жители Чижовки и Масловки до середины 1920-х гг.

Ритуальная сторона кулачных боев сводилась к тому, чтобы пустить кровь противнику. После кулачных боев участники мирились и устраивали совместный ритуальный обед. Проведение кулачных боев не отмечено в Таловском и Аннинском районах.

-6

Праздник сопровождался исполнением различных по жанровому содержанию песен: семейно-бытовые песни, частушки, тематика которых весьма разнообразна. В центре внимания праздника была Масленица. Одна из первых записей величания в Воронежской губернии была сделана во второй половине XIX в. в Коротоякском уезде. Масленицу величают государыней, ее образ идеализируют, подчеркивается изобилие: Масленица приезжает «на блинках и оладушках». В Бутурлиновском районе в величальной песне Масленица предстает в образе чучела.

Б. Кустодиев - Деревенская Масленица (Гармонист), 1916
Б. Кустодиев - Деревенская Масленица (Гармонист), 1916

Если в первые дни Масленицу величают в селах Воронежской области по имени отчеству, что она дорогая гостья, то в последний день отношение к ней меняется: Масленица - «блиноедка, мироедка». В корильных песнях Масленицу обвиняют и за то, что она не оправдала ожидания: «обируха, обмануха, пришла только на семь дней».

Обряды фольклора Воронежской области - ряженье. Причем не только в Святки, но и на Масленицу, Троицу, в Петров день.

На Масленицу чаще всего рядились в коз - одно из самых распространенных тотемных животных и как самое плодовитое, она должна была вызвать плодородие земли, пот которой её проводили. Козла непременно вели женщины, как символы Матери-Земли.

Например, в с. Титаревка Кантемировского р-на сохранились сведения:

На Масленицу делали «козла» – к рогатулине прибивали поперечную палку, на нее вешали «бороду», одевали его и украшали.
Три женщины вели козла по улице и спевали: "Як пойду я у козла, у козла, А за мною три посла, три посла"...
За женщинами шел «хвост» из всех присоединившихся к «послам».
-8