Найти тему
MAD TOSBY

«Новый папа»: стиль против смысла

Фото — скриншот
Фото — скриншот

Иг­ры с хрис­ти­ан­ски­ми дог­ма­ми, проб­ле­мы сов­ре­мен­ности, «пра­виль­ная» лю­бовь и бе­зуп­речное чувс­тво сти­ля: рас­ска­зыва­ем всё о «Но­вом па­пе» Па­оло Сор­ренти­но

Рей­тин­ги ожи­дания се­ри­ала «Но­вый па­па» (2020) ещё до премь­еры воз­ве­ли его в ряд глав­ных се­ри­алов го­да. Ажи­отаж впол­не объ­яс­ним, ведь это не что иное, как сю­жет­ное про­дол­же­ние на­шумев­ше­го в 2016-ом «Мо­лодо­го па­пы», вос­при­нято­го глот­ком све­жего воз­ду­ха в се­ри­аль­ной ин­дус­трии, а так­же оз­на­мено­вав­ше­го но­вый ви­ток в карь­ере Джу­да Лоу. Наб­лю­дение за тем, как от­ре­шён­но при­кури­ва­ет этот кра­сав­чик в об­ла­чении пон­ти­фика ед­ва ли во­оду­шев­ля­ло зри­теля мень­ше, чем пе­рипе­тии су­деб ва­тикан­ско­го «бо­мон­да». Лоу в глав­ной ро­ли па­пы Пия XIII воп­ло­тил в сво­ём об­ра­зе ту са­мую не­дося­га­емую «свя­тость», при­водя­щую об­щес­тво в эк­стаз на про­тяже­нии ве­ков. Тай­на, сек­рет ко­торой мож­но най­ти на таб­личке лю­бого му­зей­но­го эк­спо­ната, где пре­дос­те­рега­ющие сло­ва «ру­ками не тро­гать» вы­зыва­ют неп­ре­одо­лимое же­лание сде­лать на­обо­рот. Итак, Пий XIII, в ми­ру Лен­ни Бе­лар­до, прев­ра­ща­ет­ся в су­пер­звез­ду Ва­тика­на, от­ме­чен­ную ещё и чу­дот­ворны­ми де­яни­ями. Как вы пом­ни­те, пер­вый се­зон за­кон­чился тем, что у мо­лодо­го па­пы слу­ча­ет­ся сер­дечный прис­туп и весь ка­толи­чес­кий мир за­мира­ет в ожи­дании не­из­вес­тно­го.

При­ят­ная но­вость «Но­вого па­пы» для пок­лонни­ков оче­вид­на — Лен­ни Бе­лар­до ос­та­ёт­ся жив пос­ле мно­жес­твен­ных опе­раций на сер­дце. Пло­хая но­вость сос­то­ит в том, что он пре­быва­ет в ко­ме, по­это­му боль­шую часть се­зона вам при­дёт­ся наб­лю­дать за всё ещё прек­расным, но обез­дви­жен­ным Джу­дом Лоу. Те­перь на лав­ры ва­шего вос­хи­щения бу­дет пре­тен­до­вать Джон Мал­ко­вич, сыг­равший но­вого па­пу И­оан­на Пав­ла III, до при­нятия са­на — Джо­на Брэн­нокса. Что объ­еди­ня­ет обо­их пап, так это пре­емс­твен­ная за­гадоч­ность: Джо­на Брэн­нокса то­же тя­готит се­мей­ная тай­на, на ко­торой пос­тро­ена мо­тива­ция всех его пос­тупков и об­ра­за в це­лом. Но­вый па­па, из­бран­ный по про­тек­ции глав­но­го ин­три­гана кар­ди­нала Вой­ел­ло (Силь­вио Ор­ландо), пы­та­ет­ся быть ещё бли­же к на­роду. Ес­ли Пий XIII ос­та­ёт­ся для ка­толи­ков не­ким идо­лом, поч­ти мес­си­ей, ко­торо­му пре­быва­ние в ко­ме толь­ко до­бав­ля­ет оч­ков, то И­оанн Па­вел III из­би­ра­ет пуб­личность как стра­тегию борь­бы за приз­на­ние. Ему не­чего пред­ло­жить сво­ей пас­тве, кро­ме собс­твен­но­го при­мера пе­ре­ос­мысле­ния тра­гичес­ко­го опы­та.

Фото: IMDb
Фото: IMDb

Боль­шая часть се­ри­аль­но­го вре­мени уде­лена ли­ни­ям вто­рос­те­пен­ных пер­со­нажей и, ра­зуме­ет­ся, но­вому па­пе. К сло­ву, боль­шинс­тво ге­ро­ев «Мо­лодо­го па­пы» пе­реко­чева­ли в но­вый се­зон. Сю­жет­ные по­воро­ты пер­вых шес­ти се­рий не вы­зыва­ют эн­ту­зи­аз­ма. Мно­гие сце­нар­ные хо­ды ка­жут­ся не­лепы­ми по­пыт­ка­ми спро­воци­ровать зри­телей или раз­влечь по прин­ци­пу те­лешоу, от­вле­кая пуб­ли­ку зре­лищем, мо­тива­ция и ло­гика ко­торо­го ос­та­ют­ся под воп­ро­сом. В этом про­межут­ке Сор­ренти­но в ос­новном иро­низи­ру­ет над цер­ковны­ми ко­нами, об­ли­чая в них дво­якую мо­раль, час­то ис­клю­ча­ющую ню­ан­сы и иду­щую в про­тиво­речие с нуж­да­ми сов­ре­мен­ности. Здесь зри­теля мо­гут по­радо­вать под­ко­вёр­ные иг­ры кар­ди­налов и сес­тёр, по­дан­ные со свой­ствен­ным ре­жис­сё­ру тон­ким сар­казмом. Что ка­са­ет­ся ли­нии Джо­на Мал­ко­вича, то он ус­пешно отыг­ры­ва­ет эк­сцентрич­ную бо­гем­ность, при­выч­ную ему ещё с «Опас­ных свя­зей» (1988); ме­нее ус­пешно — за­думан­ную ав­то­рами пан­ко­вость, нас­ле­дие ко­торой с тру­дом уга­дыва­ет­ся в на­рочи­то под­ве­дён­ных гла­зах бу­дуще­го пон­ти­фика и па­ре экс­прес­сивных жур­наль­ных фо­то из да­лёкой мо­лодос­ти. В це­лом в се­ри­але прос­ле­жива­ет­ся сюр­ре­аль­ный мо­тив двой­ни­чес­тва, слов­но в кри­вом зер­ка­ле от­ра­жа­ющий жиз­ни ге­ро­ев. Но­вый па­па как alter ego Лен­ни, ко­торо­му всё-та­ки уда­ёт­ся ду­хов­но при­мирить­ся с ро­дите­лями и по­терей бра­та (опять же, близ­не­ца). В от­ли­чие от Лен­ни, Брэн­нокс выс­ту­па­ет не­реши­тель­ным, мяг­ким и сов­сем не жаж­ду­щим ста­новить­ся ико­ной для ка­толи­ков. Два па­пы по­хожи и не по­хожи од­новре­мен­но. Но сле­ду­ет от­дать дол­жное Лоу: ког­да он на­чина­ет ак­тивно учас­тво­вать в пос­ледних се­ри­ях се­зона, дей­ствие сра­зу ожи­ва­ет — бла­года­ря то ли ха­риз­ме ге­роя, то ли на­конец-то яв­но на­калив­ше­муся кон­флик­ту.

Ма­гия се­ри­ала в тон­ком ба­лан­се меж­ду са­тирой и глу­биной. Вот по­лураз­де­тые мо­нахи­ни, пля­шущие вок­руг не­оно­вого крес­та под клуб­ные рит­мы, а вот тре­пет­ные про­пове­ди па­пы про обыч­ных лю­дей — не­долюб­ленных, не­поня­тых, ос­ме­ян­ных и нек­ра­сивых. И этот ког­ни­тив­ный дис­со­нанс от кра­соты в не­совер­шенс­тве и по­роке в доб­ро­дете­ли в ко­неч­ном счё­те фор­ми­ру­ет сим­би­оз слож­ных чувств, не да­ющий вам от­влечь­ся. В «Но­вом па­пе» Сор­ренти­но обос­тря­ет проб­ле­мы ка­толи­чес­кой цер­кви до пре­дела: ре­лиги­оз­ный фун­да­мен­та­лизм, ис­лам­ский тер­ро­ризм, про­даж­ность, го­мосек­су­аль­ность, пе­дофи­лия, по­хоть и дву­личие свя­щен­ни­ков — всё, что мог­ло бы стать сен­са­ци­он­ны­ми хед­лай­на­ми но­вос­тных сво­док. Ин­те­рес зак­лю­ча­ет­ся в раз­ных под­хо­дах двух пап к их ре­шению.

Сре­ди не­ожи­дан­ностей – ка­мео Мэ­рили­на Мэн­со­на и Шэ­рон Сто­ун. По ка­чес­тву опе­ратор­ской ра­боты «Но­вый па­па» не ус­ту­па­ет пре­дыду­щему се­зону. По­раду­ют пок­лонни­ков и ре­жис­сёр­ские ре­шения. Се­ри­ал пес­трит оби­ли­ем глу­боких ви­зу­аль­ных ме­тафор, ко­торые об­ли­ча­ют в Сор­ренти­но бе­зус­ловно­го ху­дож­ни­ка. Он иг­ра­ет с ки­но­язы­ком, поз­во­ляя се­бе иног­да в це­лях за­мыс­ла опус­тить­ся до «слен­га», на кон­трас­те с ко­торым сле­ду­ющая изыс­канная ки­ноф­ра­за выг­ля­дит ещё вир­ту­оз­нее.

Нель­зя ска­зать, что се­ри­ал смот­рится на од­ном ды­хании. Хо­тя ма­хина­ции Вой­ел­ло и ре­жис­сёр­ский стиль всё ещё ос­та­ют­ся на вы­соте, мно­гие ре­шения пос­ле «Мо­лодо­го па­пы» уже не удив­ля­ют. Тем не ме­нее, Сор­ренти­но при­пас па­ру не­ожи­дан­ных ко­зырей в ру­каве. Но по­ка пусть это ос­та­нет­ся для вас ин­три­гой.

Больше дичи 🐗 — у нас на сайте