Найти тему
Айдас Сабаляускас

Три дня в Томске. День первый. Часть VIII

Интересно, как и что сейчас втюхивают наивным туристам на экскурсиях по Воскресенской горе Томска, рассказывая о «соседях», у которых эти места для России когда-то отжимались?

Раньше гиды говорили (сам слышал!), что крепость закладывалась на горке и обносилась тыном (валом?), чтобы защищаться от «набегов немирных народов». Сейчас, смею предположить, легенда для посетителей (в целях то ли толерантности, то ли терпимости, то ли мультикультурности, то ли дружбы народов) изменилась, но врать не буду — в этот раз экскурсии с говорящим сопровождающим у меня не было.

Однако, как вы думаете, кто некогда спасал томичей «от набега соседних народов — калмыков и киргизов» (из путеводителя)? Оказывается, некое мистическое (или мифическое, или фантастическое) существо, прозванное Динотерием: то ли дивный, то ли ужасный зверь (в переводе с латинского). Вообще динотерии — это то, что когда-то было «родом древних млекопитающих из семейства Deinotheriidae отряда хоботных». Было, да потом сплыло — вымерло.

Однако томский Динотерий, помещённый на логотип Музея истории, к реальному (или «реальному») доисторическому животному никакого отношения не имеет. У томского чуда-юда собственная родословная и своя «особенная стать»: оно не хоботное, как те, что повымерли, но «с гривой коня, ногами в виде птичьих лап и львиным хвостом, способное извергать пламя».

В это «чудо-юдо», как в Россию, «можно только верить».

*****

Случилось как-то, что на Воскресенской горе при раскопках некая девушка-археолог обнаружила печные изразцы с изображением «не мышонка, не лягушки, а неведомой зверушки». Дальше начались сказки-рассказки… Кто-то же сидит и придумывает всякие небылицы, легенды и поверья. Морковка для туристов? Внезапно вспомнились слова заморского гида, когда я гостил на Кипре: вот, мол, на этот берег вышла прекрасная в своей наготе Афродита, тут с ней случилось то-то и то-то (берег меж тем был как берег, ничего особенного: каменистый, галька вокруг, толпы народа с развесистыми ушами, лапшой и клюквой, никаких тебе Афродит, кроме отдельных по-летнему полуобнажённых туристок).

…Отвлёкся. Настало самое время для томской рассказки-небылицы (не кипрской)!

Однажды (давно-давно) спал крепким сном мелкий томский пацанчик по имени Нечайка, проживающий со своей семьёй под защитой тына на Воскресенской горе. И приснилось ему, что Томскую крепость осадили «соседние народы» (видимо, киргизы и калмыки). И тут откуда ни возьмись на помощь прилетел огнедышащий дракон, вернее, «тот самый» то ли мистический, то ли мифический, то ли фантастический (или и то, и другое, и третье чохом) Динотерий. «Соседние народы» испугались и разбежались кто куда. Аж пятки сверкали!

Проснулся поутру наш пацанчик и рассказал родителям о том, что… вскоре в реальности приключится. Те, разумеется, посмеялись: мало ли что ребёнку ночью привидится.

И тут — на тебе! — не прошло и суток, как на Томск напала… напасть великая: пришли эти самые «народы». Пришлось обороняющимся отбиваться всем подряд, что под руку попалось. И уже совсем было из сил защитники горы выбились, как Динотерий не стал травмировать души изнемогших и на всех порах примчался выручать горожан. «Немирные народы», и правда, разбежались на все четыре стороны (а может, и на десять), хотя дивную птицу в небе даже не узрели. Просто чего-то испугались и… след их простыл.

Собственно говоря, Динотерия вообще никто не увидел: ни защитники, ни нападающие. Только один Нечайка снова и разглядел. Вернулся мелкий пацанчик со стен города домой и по памяти «нарисовал того самого дракона». Его «родителям так понравился рисунок, что они решили изобразить его на печи». Можно сказать, увековечили. Ну, вот так по всем домам и печам дальше культурной волной образ и покатился. Пошла писать губерния. Красками…

Впрочем, стоп! Воображение опять занесло, фантазия без спроса распоясалась. Насколько я понимаю, в реальности изображение Динотерия откопали только один раз и на единственной печи (широкая улыбка).

…Такая вот сказочка. Теперь ей конец, а кто слушал — молодец! Надо дать её почитать моим близким друзьям: киргизу и калмыку. Пусть оценят и вместе со мной поулыбаются.

*****

За те долгие годы, что я в Томске посмел отсутствовать, Воскресенская гора то ли приобрела цивильный «отреставрированный» вид (помню её сильно подзапущенной), то ли «обноводелилась».

С тех пор здесь даже выросли кое-какие новые постройки.

«Новые постройки» — это «реконструированная Спасская башня, а также часть тарасной стены (из бревенчатых срубов треугольной или квадратной формы, заполнявшихся землёй или мелкими камнями)».

В эти «новые постройки» подселили «жильцов»: в одном из отсеков за слабопрозрачной сеткой бойко прыгают… живые кролики. Будущее мясо кому-то на стол и мех на шапки. На фото скачущая живность получается плохо, но на видео — вполне себе удачно. Видео, однако, сюда не впендюрить! Не пришить его к делу, как кобыле — оторвавшийся хвост!

*****

Миф о Динотерии и его образ местные маркетологи худо-бедно раскрутили.

А вот у легенды с подземным ходом сложились только самые зачатки. До полноценного пиара и создания бренда ещё далековато.

Потайные подземные тоннели, ведущие в город и из него, были, как правило… ну, если не у каждой, то у большинства средневековых крепостей. Вполне вероятно, что и с Воскресенской горы такой ход вёл к Ушайке. Во всяком случае об этом и в местной прессе писали, и, что называется, в народе говорят (впрочем, говорят, что и в Москве кур доят).

В начале 2000-х во время реконструкции и облагораживания горы был обнаружен некий трёхметровый (в глубину) лаз, который якобы подразумевает, свидетельствует, а то и подтверждает наличие в окрестностях «нечта большего»!

Осталось развернуть тему во всю ширь (и главное — в глубь).

…Делаю подсказку, как дела надо делать, даже если этот «лаз» был всего-навсего колодцем для обеспечения обитателей горы питьевой водой.

Продолжение следует

Начало:

1. Три дня в Томске. День первый. Часть I

2. Три дня в Томске. День первый. Часть II

3. Три дня в Томске. День первый. Часть III

4. Три дня в Томске. День первый. Часть IV

5. Три дня в Томске. День первый. Часть V

6. Три дня в Томске. День первый. Часть VI

7. Три дня в Томске. День первый. Часть VII