Найти тему

ИСТОРИЯ: БОСОДЗОКУ — ЯПОНСКАЯ СУБКУЛЬТУРА С КРИМИНАЛЬНЫМ ПРОШЛЫМ

ИСТОРИЯ: БОСОДЗОКУ — ЯПОНСКАЯ СУБКУЛЬТУРА С КРИМИНАЛЬНЫМ ПРОШЛЫМ

Современная Япония породила множество интересных движений и субкультур, одной из которых является банда Босодзоку. По незнанию, в России, да и во многих других странах, её приравнивают к одному из автомобильных стилей в тюнинге. На самом же деле, Босодзоку — это полукриминальная байкерская субкультура, зародившаяся в начале 70-х, но уже почти исчезнувшая с радаров из-за жестких полицейских законов. Сегодня мы разберемся в её истории, рассмотрим ключевые особенности и присущий ей стиль.

ИСТОРИЯ

История одной из самых известных субкультур Японии началась в середине 50-х годов. Как это часто бывает, за её появление оказались cответственно подростки, безумно любившие мотоциклы. Они собирались в группы, украшали свои байки различными аксессуарами, да и вообще, просто пытались выделиться или привлечь внимание к своей персоне. Зачастую, техническая составляющая мотоциклов претерпевала незаконные изменения, а во время городских заездов серьезно нарушались правила дорожного движения. Здесь стоит отметить, что по японскому законодательству, молодежь, не достигшая 20-летнего возраста не несла уголовной ответственности в полной мере. В связи с чем, даже серьезные нарушения, зачастую, ограничивались простыми штрафами и воспитательными беседами. Разумеется, это играло на руку молодым и горячим парням, которые с легкостью оплачивали штраф и продолжали бесцельно кататься по городу.

Субкультура начала развиваться по классической схеме и не выделялась чем-то особенным до тех пор, пока к ней не подключились криминальные авторитеты. В корне же ситуация изменилась в 1972 году, когда в ходе одного репортажа, посвящённого массовой драке с участием нескольких банд, журналист сообщил, что виновниками сего действия стала группировка «Босодзоку». Дело в том, что в ходе репортажа, журналист просто объединил слова «гонка» (яп.暴走 бо:со:) и «клан» (яп. 族 дзоку), тем самым породив новое название. Стоит отметить, что «Бо:» из «бо:со:» имеет также значение «насилие», как и в слове «бо:рёкудан» (яп. 暴力団, гангстер), именно так часто называют якудза. Подарив название, журналисты, сами того не ведая, стали распространителями новой субкультуры, которая получила широкую огласку и вдохновила многих молодых парней.

Ряды босодзоку пополнялись сумасшедшими темпами, собирая вокруг себя все более сомнительных личностей. Буквально за два года ее участники успели отметиться в 84 серьезных инцидентах, а к 1975 году, было известно о 570 кланах босодзоку с общей численностью в 23000 человек. Стоит отметить, что с течением времени из-за общей безнаказанности, члены банды становились всё агрессивней, а конфликты перерастали в крупные беспорядки, которые всё чаще привлекали внимание полиции. Это так же повлияло и на участников кланов, которые старались дистанцироваться от криминала, полностью переключившись на тюнинг своих мотоциклов и автомобилей.

Вскоре влияние босодзоку стало настолько велико, что они игнорировали и вступали в открытые конфронтации даже с полицейскими. Перейдя черту, многие молодые участники движения быстро оказались в колониях. Казалось, что отбывание срока должно было хоть как-то исправить несовершеннолетних преступников, но все случилось наоборот. В колониях и тюрьмах, эти парни знакомились с отпетыми бандитами, обзаводились соратниками и становились еще озлобленней. Со временем показательная и наглая езда, хулиганский и разгульный образ жизни, осуждение со стороны многих СМИ обеспечили банде крайне негативную репутацию, ставя их чуть ли не в один ряд с якудза. Упоминание последних вовсе не случайно, ведь среди байкеров находились и настоящие бойцы, так называемые bosozoku fighters, которые с легкостью выполняли грязную работу по заказу других мафиозных кланов. Одни получали деньги, а вторые не рисковали своей репутацией.

Многие годы банда терроризировала почти всю Японию. Но к кардинальным мерам власти и полиция приступили только в 2002 году, подписав указ, призванный покончить с босодзоку в стране. Все началось с ужесточения дорожного законодательства, усложненной системы получения водительских прав и покупки мотоциклов. Это дало ощутимый результат, и буквально за пару лет численность босодзоку резко упала. Здесь стоит отметить, что некоторые члены банд попросту пересели на велосипеды, продолжая заниматься тем же. Но подобный вид транспорта не возымел особой популярности в силу своей низкой скорости и маневренности. Наряду с большими штрафами и серьезными наказаниями за агрессивную езду, многие члены банд попросту старели и уже не могли позволить себе бесцельно кататься по городу. Так, одна из самых известных субкультур в истории современной Японии приблизилась к закату. Конечно, некоторые участники остаются активными и по сей день, но из-за большого внимания общественности и полиции они ведут себя довольно тихо.

СТИЛЬ

Любое движение или субкультура отличаются особым стилем. Босодзоку не стала исключением и обзавелась уникальными элементами гардероба, манерами и интересными особенностями, о которых мы и хотели бы рассказать.

Продуманная и яркая экипировка, впечатляющие пробеги и определенные цели превращали босодзоку не просто в очередную банду байкеров-бездельников или панков, а в комплексную субкультуру, к которой тянулась молодежь. Участники этого движения преподносили свою жизнь, как театральное действие, со всеми вытекающими особенностями. Улица была их сценой, продуманный и заранее обозначенный маршрут являлся сценарием, а узнаваемая и характерная экипировка, играла роль сценических костюмов.

Разумеется, всё это привлекало внимание не только со стороны простых горожан, но и полиции, которая вскоре стала арестовывать практически всех, кто появлялся в подобной одежде, или чей мотоцикл отличался характерными особенностями. Этот шаг стал сильным ударом по банде, которая все меньше могла открыто участвовать в своих «парадах» и внезапных сходках. Спустя пару лет после активных действий со стороны властей, банда буквально раскололась на множество тусовок, часть из которых решила испытать свои силы в составе Якудза, а часть не могла расстаться с мотоциклами, образовав миролюбивые байкерские клубы “Кюсякай”. Стоит отметить, что ни те, ни другие не испытывают особой ненависти друг к другу, и зачастую их можно увидеть в совместной поездке по городу. Вот только вместо «токкофуку» (одеяния камикадзе) используются обычные клубные куртки, мотоциклы усовершенствованы по всем законам, а правила дорожного движения не нарушаются.

МОТО ТЮНИНГ

Обсудив историческую составляющую и происхождение босодзоку, мы приблизились к самому главному — тюнингу. Именно он стал главным наследием некогда популярной банды, продолжая приковывать взгляды удивленных горожан и набирая обороты по всему миру.

Всё началось с мотоциклов, которые в начале пятидесятых стали довольно доступными и набирали популярность в связи с промышленным ростом страны. Здесь стоит упомянуть, что изначально субкультура носила название каминаридзоку (от яп. 雷族 — «кланы грома»), где под громом понимался громкий выхлоп. Мотоциклы подвергались ярким и весьма неожиданным усовершенствованиям как внешнего, так и внутреннего характера. Снимались глушители, чтобы привлекать дополнительное внимание, навешивались кастомные зеркала, переделывались сиденья. Да и вообще, зачастую, главную роль здесь играла фантазия владельца, который вдохновлялся не только локальной мангой, но и западной культурой.