Добрый день, друзья!
Завершается Масленица - последняя подготовительная неделя к Великому посту, которая исконно на Руси являлась "праздником живота", оставшимся нам на память от наших далёких языческих предков-славян...
Как удивительно всё переплетается - прошлое и настоящее, языческое и христианское, образуя, в итоге, обряды и традиции целого народа.
Но речь у нас пойдёт не о Масленице, а о её последнем дне - Прощеном воскресении. Откуда взялась эта традиция - просить друг у друга прощения в этот день? Почему только перед Великим постом? Эти вопросы задала я сегодня сама себе, и, не найдя в себе точного ответа, стала разбираться.
Оказывается, Прощеное воскресенье - день очень древний, восходит своими корнями ко временам Антония и Макария Великих, Марии Египетской и прочих святых подвижников - отшельников Египта и Малой Азии, т.е. примерно к IV веку нашей эры. Тогда монастыри были не общежительными - монахи жили каждый сам по себе, добывая своим трудом себе пропитание, собираясь вместе лишь в храме для совместной молитвы. И в древних монастырях Египта существовал обычай - особо сильные духом подвижники уходили на время Великого поста (40 дней) в пустыню, возвращаясь обратно лишь к Вербному воскресению - празднику входа Господнего в Иерусалим. А, поскольку такой подвиг был чрезвычайно труден и опасен, и не каждый мог вернуться живым (дикие звери, разбойники, отсутствие еды и воды) - то и прощались братия монастыря по-настоящему, чтобы, в случае безвременного ухода из этого мира, быть со всеми в мире, простить самим и быть прощеным другими. Какое мудрое решение и как канонично, как гармонично оно влилось во всё православное христианство!
Ещё мне вспомнилась одна из моих самых любимых книг - "Лето Господне" И.С. Шмелева. Там в рассказе про Великий пост упоминалось такое понятие, как "говение". И именно из этой книги я узнала истинное значение этого старинного слова. В раннем-раннем детстве слышала я его от всяких бабушек, и думала, что оно означает пост, как таковой. Но, оказывается, "говеть" на Руси значило - подготавливаться к Причастию, усиленно поститься, молиться, следить за всеми своими помыслами, попытаться максимально близко духовно приблизиться к Богу. А меня по незнанию смущали фразы в книге:
-Ну что, отговели?
-Да нет ещё, мы вот на Крестопоклонной планируем, если Господь сподобит!
-А мы два раза хотим - одну-то седмицу уж поговели, а другой раз на Марии Египетской...
"Ничего себе!" - думалось мне. - "Я, восьмилетний ребёнок, пощусь весь пост, а они, вон, по одной-две недели только постились!" 😂 И лишь немного после, перечитав книгу уже второй раз, я поняла смысл этого слова.
Конечно же, для такого "говения" очень нужен был день, когда можно попросить прощения у всех, кого обидел, и простить самому - ведь в самой главной нашей молитве, которой научил сам Христос, говорится -
...И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
Говоря современным языком - просить у Бога прощения и отпущения грехов может лишь тот, кто и сам прощает обиды других.
Для того и дан нам этот великий день перед началом Великого поста - чтобы, примирившись со всеми, войти с чистым сердцем в святую четыредесятницу (так называется в богослужебных книгах Великий пост, потому что длится он 40 дней) и получить от Бога прощение и милость за свои труды...
Р.S. раз уж я вспомнила - очень советую почитать книгу "Лето Господне" Шмелева! Читается очень легко, идеально подходит для семейного чтения, для детского чтения, так как рассказ ведется от лица ребёнка - мальчика Ванюшки. (Эта книга является автобиографической, многое Иван Сергеевич взял из своего детства) В ней повествуется о годичном круге Православных праздников - как их отмечали в семье автора, на рубеже ХIX-ХХ вв. Об удивительной вере простого русского народа, о душевных переживаниях маленького мальчика, о постах и трапезах, о дореволюционной Москве - обо всём этом и не только эта замечательная книга!
Желаю Вам с пользой провести эти дни. Кто-то постится, кто-то нет. У каждого свой путь... Но пусть этот путь будет светел!
Возможно, Вам так же будет интересно:
Патриарх Алексий ll. Воспоминания.