Евгений Водолазкин, "Авиатор". Издательство АСТ, редакция Елены Шубиной, 2016 год.
Как после великолепного, обласканного критиками и любимого читателями "Лавра" хоть немного не снизить планку? Евгений Водолазкин знает ответ.
Это действительно совсем другая книга, другая эпоха, другой герой.
Водолазкин начинает с рискованного - по причине крайней изношенности - приёма: героя, родившегося в 1900-м году, размораживают в наше время; и, как ни странно, выигрывает. Вообще, это фирменный стиль писателя: вывод жанровых, условно "низких" сюжетов на высоту большой литературы.
Герой, как ему и было завещано, "идёт бестрепетно" - и проносит своё поэтичное, нелинейное видение мира сквозь эпохи; даже и самую любовь он не столько находит новую, сколько обретает старую. Никаким аршином и никаким Гейгером (даже доктором) не измерить бескрайнюю широту обзора настоящего Авиатора.
Водолазкин, помимо любовного интереса к мелочам и деталям (в этом он схож с Шишкиным), кажется и является автором свежим и самобытным ещё вот почему: он не привычный для русской литературы экстремист-радикал, он гармоничен. Как ни странно, у нас это редкость: два наших титана, Толстой и Достоевский, именно экстремисты - на фоне сопоставимых с ними по масштабу западных коллег.
Самый постмодерн - изначально игру и шутку - русская литература перемолола в обесценивающего всё и вся циничной точностью Пелевина и деконструктора-Сорокина, а они, в свою очередь, этому самому постмодерну, казалось бы, положили полный предел.
Но осталась ещё возможность русского Эко (не в "подражательском" смысле - по духу), и она сбылась. И русский читатель с удивлением узнал - постмодерн может быть умным, деликатным, и при этом интересным - заботящимся о нём, читателе.
Авиатор Платонов напрямую соотносится с его любимым героем - одиноким тружеником Робинзоном; таков и сам Евгений Водолазкин, кропотливо собирающий из обломков, дикорастущих диковин и собственного дара сущие чудеса.
#водолазкин #авиатор #аст #РЕШ #ЧитаюКнигиРЕШ