В Республике Казахстан вышел художественный фильм и ожидается телесериал «КАЗБАТ» об участии казахского сводного миротворческого батальона в Гражданской войне в Таджикистане. В основе сюжета лежат события 1995 года, когда 96 бойцов 7-й роты Внутренних Войск РК были обстреляны с афганской стороны боевиками таджикской оппозиции. Режиссер Аскар Узабаев снял этот фильм по личной инициативе Главнокомандующего Национальной гвардией РК генерал-лейтенанта Руслана Жаксылыкова, участника миротворческой операции в Таджикистане.
7 апреля 1995 года в Пшихарвском ущелье таджикским полевым командиром Джунайдулло была сожжена автоколонна роты ВВ МВД РК из отдельного пограничного батальона Республики Казахстан. В результате пятичасового боя казахстанцы потеряли тогда по одним сведениям 17 убитыми и 33 ранеными (по данным историка Виктора Летова - 21 человека убитыми и 50 ранеными). Это были самые крупные потери после разгрома 12-й заставы Московского погранотряда 13 июля 1993 года, когда погибло 25 российских пограничников.
Во второй половине 1994 года в зоне ответственности Калаи-Хумбского пограничного отряда Группы Пограничных войск России в Республике Таджикистан из-за срыва меж-таджикских переговоров резко обострилась обстановка, неоднократно пограничники подвергались обстрелам.
Ухудшилась ситуация внутри Афганистана вследствие продвижения талибов на север. Кишлак Калай-Хумб, который удерживали российские пограничники совместно с казахстанскими сводным батальоном, готовился к массовому переходу таджикских боевиков и беженцев с сопредельной стороны.
При передвижении казахской роты с одного пограничного поста к другому не было организовано должного боевого охранения, отсутствовало и прикрытие с воздуха, потому что в тот момент с афганской стороной действовало соглашение о взаимном нейтралитете.
Сражение за Калай-Хумб
Причиной неожиданного нападения таджикских боевиков называют месть за инцидент конца сентября 1994 года, когда в результате действий казахских пограничников, блокировавших отряд сил оппозиции, началось крупное боестолкновение российско-казахских сил и таджико-афганских моджахедов. Тогда благодаря посредничеству структур ООН на переговорах удалось избежать начала большой войны.
Очень интересно увидеть, как казахские кинематографисты отразили все это в своем фильме. Конечно, сложно требовать от художественного фильма исторической достоверности, потому что военно-патриотическое кино снимается по заказу и несет в себе месседж дня сегодняшнего. Зрителю как бы предлагается заранее правильная трактовка исторических событий.
Будет ли официальный прокат фильма в России, пока не известно. Очень надеюсь, что его покажут на Московском Международном кинофестивале 2020 года. В 2019 году другая казахская картина «Тренинг личностного роста» взяла главный приз ММКФ.
Самое для нас важное - как в фильме будет показано взаимодействие с российскими пограничниками. На Калай-Хумбе оно было очень тесным, казармы находились в одном здании. Привыкали до такой степени, что переставали замечать разницу. Только трехмесячная ротация казахских подразделений иногда приводила к эксцессам - только с одними отношения перетерли, подружились, а тут новые прибыли и опять все с начала начинать.