Что произошло?
Вечером 27 февраля в провинции Идлиб погибло более 30 турецких военнослужащих. Причиной смерти послужил авиаудар, который нанесли правительственные силы Асада. Россия встала на сторону Дамаска (так называют правительство Сирии), так как посчитала, что военные находились там, где были повстанцы. Турция не заставила долго ждать, и в тот же вечер ее сухопутные и военно-воздушные войска ударили по всем ключевым объектам, которые имеют отношение к правительству Сирии.
На сегодняшний день Идлиб –единственный субъект, который находится под контролем оппозиционных сил. Расклад следующий: Турция поддерживает повстанцев, а Россия правительство Асада. Проблема в том, что конфликт в последнее время перерастает в столкновение между государствами. Если Сирия в одиночку начнёт войну против Турции, шансов у нее объективно мало. Плюс Эрдоган (президент Турции) щедро инвестировал в военно-промышленный комплекс. У Турции сейчас хоть и непростые времена в связи с экономическими проблемами. Но отпор Сирии она дать в состоянии, а в дополнение Турция является членом НАТО. Так что если Асад не дурак, серьезных выпадов делать точно не будет.
Интересы Р. Эрдогана и Б. Асада
Р. Эрдоган хочет сохранить и приумножить свое влияние в Идлибе, чтобы заработать политические очки. Если он вдруг откажется поддерживать своих союзников, то это скажется на его рейтинге. Партия Эрдогана в 2019 году проиграла муниципальные выборы в ключевых турецких городах, поэтому позволить себе такую роскошь, как потеря власти – он не может.
Б. Асаду нужен контроль над трассами М4 и М5. Это интересует, думаю, его в большей степени, чем контроль над регионом. Если он сможет разобраться с ключевыми дорогами, то сможет получить неплохой экономический рост.
Итого, ситуация складывается не такая уж и ужасная. Тут договориться – не проблема. Но не факт, стороны пойдут на компромисс. Я не исключаю вариант, что Идлиб будет существовать как независимое и непризнанное мировым сообществом государство, так как есть предпосылки к тому, что этот регион поделить не смогут.
Новый миграционный кризис: об отказе Турции выполнять договоренности с ЕС
В 2016 году между Евросоюзом и Турцией было подписано соглашение о размещении 3,6 миллионов беженцев. За эту услугу Анкара (так называют правительство Турции) получила 6 миллиардов евро. Также Брюссель (политический центр ЕС) обещал ускорить процедуру принятия Турции в ЕС. Также Анкара заявляла, что сейчас на ее территории находится 3,7 млн беженцев, и больше она не в состоянии принять. Эрдоган заявил, что никак не планирует препятствовать потоку мигрантов из стран Ближнего Востока. Так что, Европа, жди новых погромов и на насилия.
Как решится ситуация на Ближнем Востоке?
Самый сильный вес на Ближнем Востоке имеет Россия, так как Трамп со своей администрацией это направление провалили. И так считаю не только я: многие авторитетные политологи и специалисты по Ближнему Востоку имеют аналогичное мнение. Только Россия сейчас может более или менее стабилизировать ситуацию. Крупная война сейчас точно никому не нужна. Особенно тогда, когда в мире эпидемия в виде коронавируса.
В последнее время Россия, Иран и Турция сходятся во мнении, что войну в Сирии надо прекращать. Но в этом конфликте каждая сторона хочет заполучить как можно больше, а это мешает переговорному процессу. Также я не исключаю, что эти разговоры о прекращении огня – фикция. Так как если бы, действительно, так было, то проблема Ближнего Востока была бы решена. Не думаю, что нет возможности договориться и придти к компромиссу.