Многочисленные бригады шабашников в совхозах в восьмидесятые годы, были привычным явлением. Свои совхозные строительные бригады попросту не справлялись с большим объемом работ, поэтому сезонные строители из союзных республик всегда пользовались спросом. Многочисленные корпуса ферм, откормочного, зерноскладов все построено предприимчивыми ребятами из Азербайджана, Армении, Ингушетии.
Не сказать, что эти объекты отличались хорошим качеством, их постоянно приходилось ремонтировать, обновлять силами разнорабочих совхоза. Но в большинстве случаев это было не по вине строителей , просто делались объекты из доступных и дешевых материалов. Шлак от кочегарки, местный некондиционный лес, битый кирпич и не качественный цемент , все шло в дело. Какие были зарплаты у шабашников, знали только они и руководство совхоза.
Видимо не плохие, так как по осени, сдав объект, они уезжали на родину на жигулях. В основном шабашники все делали сами, лишь иногда на время просили в совхозе бульдозер, сделать планировку или взрыхлить слежавшийся шлак, песок. Обычно одна и та же бригада работала в совхозе по несколько сезонов, потом появились другие, видимо это зависело от специфики работ.
Одни специализировались на строительстве ферм, другие делали жилые дома, третьи брались возводить производственные объекты с установкой оборудования, типа кормоцехов и зерносушилок, сортировочных комплексов. В 1984 году приехала бригада из Армении, которые взялись асфальтировать площадки зерноскладов, дороги на фермах, а так же улицы небольших деревень относящихся к совхозу.
Буквально за одну неделю они сделали небольшой асфальтовый заводик, который день и ночь коптил черным дымом. Так как необходимые материалы были завезены заранее : щебень, отсев, битум, то они очень быстро справились с укладкой асфальта. Но вот асфальтировать улицы им срочно понадобился трактор с лопатой и распашником, естественно тракторист на этот трактор.
А я , как раз отправил свой ДТ-75 в капиталку и занимался ремонтом сельхозтехники: сеялок, лущильников и т.д., всерьез подумывал уйти осенью на комбайн. Но, тут бригадир предложил мне поработать на стоявшем без дела бульдозере ДТ-75, помочь шабашникам оканавливать дороги и ровнять щебень, оплата естественно, как на ремонте 5 рублей день. Так как ходить и перебирать скучные железки уже набило оскомину, то недолго думая, согласился сменить квалификацию из полевода перейти в строители.
На другой день я познакомился с бригадиром шабашников, он мне показал, что нужно делать, да и так поговорили о разном. Во время разговора выяснилось, что его брат так же, как я служил на Байконуре, только на два года позже меня. Может быть это, а может другой фактор повлиял на мою зарплату у строителей дорог. Просто, когда на другой день, я не особо напрягаясь, оканавил двухсторонним плугом – распашником дорогу и аккуратно разровнял щебень насыпанный кучами вдоль дороги, приехавший бригадир шабашников, увидев сделанную работу спросил сколько я хочу получить за работу.
Я сказал, что на бригаде мне оплачивают поденку, тогда он снова повторил вопрос, добавив, что сейчас я работаю у него , а не на бригаде. Тогда, я обнаглев, назвал ему сумму 10 рублей за день и в шутку добавил , как в известной кинокомедии «каждому», указав на сына школьника, который катался со мной в кабине.
Каково же было мое удивление, когда через две недели, бригадир выдал мне наличкой 280 рублей и сказал, что расписываться не надо. И тут же предложил мне на тех же условиях доработать в его бригаде до конца сезона, я конечно согласился. Работать приходилось без выходных, так как производство асфальта шло круглосуточно.
Шабашники уехали в Ереван на трех жигулях, а я , получая все лето «двойную» зарплату, осуществил свою мечту, купил мотоцикл «Урал». К сожалению, специалисты по асфальту больше в наш совхоз не приезжали, и мне до самого развала совхоза пришлось работать в поле.
И сейчас по прошествии лет, когда уже развалились корпуса ферм и провалились крыши зерноскладов, я, проезжая по заброшенным окрестностям деревень по хорошим асфальтированным улицам, вспоминаю то время, когда в селах кипела жизнь и было много работы, даже для приезжих строителей.