Найти тему
Колхоз имени Октября

Как тракторист умудрился удвоить свой заработок

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

Многочисленные бригады шабашников в совхозах в восьмидесятые годы, были привычным явлением. Свои совхозные строительные бригады попросту не справлялись с большим объемом работ, поэтому сезонные строители из союзных республик всегда пользовались спросом. Многочисленные корпуса ферм, откормочного, зерноскладов все построено предприимчивыми ребятами из Азербайджана, Армении, Ингушетии.

-2

Не сказать, что эти объекты отличались хорошим качеством, их постоянно приходилось ремонтировать, обновлять силами разнорабочих совхоза. Но в большинстве случаев это было не по вине строителей , просто делались объекты из доступных и дешевых материалов. Шлак от кочегарки, местный некондиционный лес, битый кирпич и не качественный цемент , все шло в дело. Какие были зарплаты у шабашников, знали только они и руководство совхоза.

Видимо не плохие, так как по осени, сдав объект, они уезжали на родину на жигулях. В основном шабашники все делали сами, лишь иногда на время просили в совхозе бульдозер, сделать планировку или взрыхлить слежавшийся шлак, песок. Обычно одна и та же бригада работала в совхозе по несколько сезонов, потом появились другие, видимо это зависело от специфики работ.

Одни специализировались на строительстве ферм, другие делали жилые дома, третьи брались возводить производственные объекты с установкой оборудования, типа кормоцехов и зерносушилок, сортировочных комплексов. В 1984 году приехала бригада из Армении, которые взялись асфальтировать площадки зерноскладов, дороги на фермах, а так же улицы небольших деревень относящихся к совхозу.

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

Буквально за одну неделю они сделали небольшой асфальтовый заводик, который день и ночь коптил черным дымом. Так как необходимые материалы были завезены заранее : щебень, отсев, битум, то они очень быстро справились с укладкой асфальта. Но вот асфальтировать улицы им срочно понадобился трактор с лопатой и распашником, естественно тракторист на этот трактор.

А я , как раз отправил свой ДТ-75 в капиталку и занимался ремонтом сельхозтехники: сеялок, лущильников и т.д., всерьез подумывал уйти осенью на комбайн. Но, тут бригадир предложил мне поработать на стоявшем без дела бульдозере ДТ-75, помочь шабашникам оканавливать дороги и ровнять щебень, оплата естественно, как на ремонте 5 рублей день. Так как ходить и перебирать скучные железки уже набило оскомину, то недолго думая, согласился сменить квалификацию из полевода перейти в строители.

На другой день я познакомился с бригадиром шабашников, он мне показал, что нужно делать, да и так поговорили о разном. Во время разговора выяснилось, что его брат так же, как я служил на Байконуре, только на два года позже меня. Может быть это, а может другой фактор повлиял на мою зарплату у строителей дорог. Просто, когда на другой день, я не особо напрягаясь, оканавил двухсторонним плугом – распашником дорогу и аккуратно разровнял щебень насыпанный кучами вдоль дороги, приехавший бригадир шабашников, увидев сделанную работу спросил сколько я хочу получить за работу.

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

Я сказал, что на бригаде мне оплачивают поденку, тогда он снова повторил вопрос, добавив, что сейчас я работаю у него , а не на бригаде. Тогда, я обнаглев, назвал ему сумму 10 рублей за день и в шутку добавил , как в известной кинокомедии «каждому», указав на сына школьника, который катался со мной в кабине.

Каково же было мое удивление, когда через две недели, бригадир выдал мне наличкой 280 рублей и сказал, что расписываться не надо. И тут же предложил мне на тех же условиях доработать в его бригаде до конца сезона, я конечно согласился. Работать приходилось без выходных, так как производство асфальта шло круглосуточно.

Шабашники уехали в Ереван на трех жигулях, а я , получая все лето «двойную» зарплату, осуществил свою мечту, купил мотоцикл «Урал». К сожалению, специалисты по асфальту больше в наш совхоз не приезжали, и мне до самого развала совхоза пришлось работать в поле.

Фото из Яндекс Картинок
Фото из Яндекс Картинок

И сейчас по прошествии лет, когда уже развалились корпуса ферм и провалились крыши зерноскладов, я, проезжая по заброшенным окрестностям деревень по хорошим асфальтированным улицам, вспоминаю то время, когда в селах кипела жизнь и было много работы, даже для приезжих строителей.