Найти тему
Бетонщица

«Чёрный нарцисс»: легендарные духи и культовый фильм

Кадр из к/ф "Чёрный нарцисс"
Кадр из к/ф "Чёрный нарцисс"

Частенько попадаются статьи, в которых авторы рассматривают флакончики на туалетных столиках киношных героинь. Это бывает интересно. Лицо эпохи, всё такое.

Я тоже рассматриваю, что уж там, но не сегодня. Расскажу про один фильм 1947 года, где аромат сам в главной роли.

Называется он (фильм и аромат) «Чёрный нарцисс». Да, вот так просто: неприкрытая реклама легендарного парфюмерного дома «Caron». И очень талантливая. Современным деятелям киноиндустрии не повторить.

Чем же так хороши духи эти - «Чёрный нарцисс» (Narcisse Noir), что про них даже сняли кино?

Аромат «Чёрный нарцисс» был создан в 1911 году парфюмером-самоучкой по имени Эрнест Дальтрофф. Он же и основатель парфюмерного Дома "Caron". Очень интересная личность, но не буду про него, и так много букв в сегодняшней заметке получается.

Так вот. Вдумайтесь: «Чёрному нарциссу» в следующем году исполняется 110 лет! Надеюсь, «ЮНЕСКО» внесёт его в список объектов культурного наследия человечества, если никто ещё не додумался этого сделать.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Легенду вокруг «Чёрного нарцисса» Дальтрофф придумал такую: в далёкой-далёкой Персии растёт цветок магов и колдунов – чёрный нарцисс. Редкий и загадочный, он хранит свои тайны, но благодаря фирме «Карон» теперь и вы сможете приобщиться к магии Древнего Востока.

Ну, понятно, волшебный Восток, колдуны-магия. Маркетинг существовал и сто лет назад. Но в отличие от дня сегодняшнего гораздо меньше врал. Духи получились действительно великолепные и быстро стали популярными.

Я не знаю, каким был «Чёрный нарцисс» в год своего создания. Думаю, уже никто этого не знает. Вряд ли сохранились годные образцы 1911 года.

Я не знаю даже, каким он был в 1947 году, когда вышел одноимённый фильм.

Но я знакома с ароматом 1970-х, в концентрации «Parfum» и «Cologne». И современные духи тоже обоняла. Все они прекрасны и сложны. Так могли бы пахнуть нарциссы на полях Аида – подземного царства мёртвых из греческой мифологии. Таинственно и мрачно.

(Заглянула сейчас в Википедию, а там написано, что «нарцисс является цветком богини царства умерших - Персефоны». Надо же, как я в коллективное бессознательное постучала!)

На Востоке к нарциссу действительно относятся с большим почтением, и это очень давняя традиция. «Карон» и здесь не соврали.

Нарциссы использовали в своих религиозных делах персидские «маги» - жрецы по-нашему. Это потом слово «маг» стало синонимом «шарлатан», а в древности маги были уважаемыми людьми.

У древних «магов» были весьма интересные практики, из которых впоследствии греки насочиняли мифов типа всем известного рассказа про прекрасного Нарцисса (который мальчик, не цветок).

Говорят, что масло нарцисса обладает такими же интересными свойствами, что и некоторые запрещённые растения: позволяет расслабиться, вызывает эйфорию. Возможно, именно поэтому персидские маги так сильно любили нарциссы…

В общем, либо создатель «Чёрного нарцисса» - Эрнест Дальтрофф всё это знал, либо тоже постучал в коллективное бессознательное. И угадал. Присочинил только про то, что нарцисс именно чёрный: насколько мне известно, такого цветка нет и не было в природе. Но если бы он существовал, то пах бы как «Чёрный нарцисс».

Успеху аромата способствовало и повальное в то время увлечение спиритическими сеансами и всякой мистикой.

В 1947 году «Чёрный нарцисс» уже имел статус легенды. Да плюс все те культурные слои, что я перечислила. Возможно, даже и не все.

Разумеется, одноимённый фильм был обречен на успех. Поэтому беру свои слова про рекламу обратно. Уж духи «Чёрный нарцисс» в рекламе не нуждались. А вот попасть в массовую культуру и через неё в мифы (ибо что есть кино?) – такое ещё ни одному аромату не удавалось. Кроме «Чёрного нарцисса».

По сюжету фильма монахини во главе с настоятельницей Клодой приезжают в какой-то заброшенный монастырь в горах Индии и начинают там жить-поживать. Настоятельницу играет очень красивая актриса Дебора Керр:

Кадр из к/ф"Чёрный нарцисс". Великолепная Дебора Керр
Кадр из к/ф"Чёрный нарцисс". Великолепная Дебора Керр

Роль её такова, что я ни капли не сомневаюсь, кого именно она воплощает. Персефону. Холодная, прекрасная, с воспоминаниями о жизни там, среди смертных.

Горы и безрадостные пейзажи – её царство. Пусть монахини сажают картошку и цветочки. Пусть открывают школу для неграмотных горных жителей. Им не дано вдохнуть во всё это жизнь.

Там ещё много всякого происходит: то одну монахиню накрывает психоз и она пытается убить Клоду; то другая говорит, мол, не могу растить картошку, хочу только цветочки, и вообще, пойду я отсюда, из этих Гималайских гор; то местный падишах трясёт в кадре расшитыми шароварами, благоухая «Чёрным нарциссом» и позвякивая драгоценностями…

«Чёрный нарцисс», мистический и прекрасный, сопровождает героев на протяжении всего сюжета. Да он и есть сюжет.

Вот как сюжетом картины является изображение, так сюжетом этого кино является «Чёрный нарцисс». Весь остальной «экшен» - фон, неважный и не особо интересный, хоть актёры и стараются.

Заканчивается всё так, как обычно заканчивается миф о Персефоне: наступает весна, и она возвращается в мир живых, к небу и солнцу. В смысле, монахини покидают Гималаи, школу, картофельные грядки и уезжают домой.

В следующий раз расскажу про какой-нибудь более земной аромат.

"Паразиты" и парфюм
3 аромата для встречи весны
Молодят, бодрят и освежают