Найти в Дзене
Московские истории

Олимпиада-80: «Андроповские мальчики» учили, что делать, если иностранцы вдруг станут приставать"

Долгая предыстория заканчивается: открытие Олимпиады-80 все ближе. Алексей НОВОСЕЛЬСКИЙ - о последних днях подготовки отряда московских студентов, базировавшегося в подмосковной Малаховке, к этому торжественному моменту и репетициях в Лужниках. Начало читайте по тегу Алексей Новосельский.

Фото из архива автора.
Фото из архива автора.

Нам сказали, что тот дядя с микрофоном, что сидит на козырьке правительственной ложи и даёт всем команды, и есть тот самый Туманов - главный режиссёр. Вёл он себя именно как самый главный и особенно не церемонился с солдатами, которых было множество.

Если при пробежке к чаше с факелом совершал ошибку в четвертый раз участвовавший в олимпиадах баскетболист Сергей Белов, то ему очень вежливо предлагалось отдохнуть и повторить пробежку. Но если один реутовский призывник открывал не тот квадратик с изображением Мишки, то всех заставляли повторять весь фрагмент заново. Поэтому репетиции всегда затягивались надолго.

В ожидании. Фото из архива автора.
В ожидании. Фото из архива автора.

Числа с 15-го июля жизнь разнообразил приятный сюрприз – ночные репетиции в Лужниках. Начинались они часов в 10 вечера - при искусственном освещении шоу смотрятся гораздо эффектней. Вследствие ночного времени и уже совсем полного сближения всех участников нашего отряда, мы стали во время этих ночных прогонов практиковать употребление коньяка. Для «сугрева», поскольку в эти дни в Москву пришли дожди, и весёлого настроения.

В раздевалке. Фото из архива автора.
В раздевалке. Фото из архива автора.

Естественно, свой проход в костюмах мы совершали трезвыми, но потом ожидали, когда освободится вторая половина отряда, на последних рядах трибун, под козырьком. «согретые», мы настолько проникались происходящим, что готовы были вылететь на поле и плясать гопака и калинку вместе с ансамблями. На следующий день мы спали до обеда, дневных тренировок уже не было. Поэтому мы предавались, как сказал Дмитрий Лисин, флирту» - на пляже, на дискотеках, в спортиграх, в телевизионной комнате, и нашим воспитателям становилось всё труднее разводить нас по этажам в 22 часа. Приближалось 17 июля.

17 июля проводилась, как было написано на билетах для гостей, «Генеральная репетиция Открытия Олимпиады». То есть это было самое настоящее Открытие, за исключением присутствия спортсменов-участников и Леонида Ильича Брежнева и Ко в правительственной ложе. Всё остальное было так, как настоящее. Даже заполненные до упора трибуны Большой спортивной арены. Но… был дождь. Нам пришлось идти по мокрому рекортану.

Фото из архива автора.
Фото из архива автора.

Слава Богу, обошлось без неожиданностей. Перед церемонией нам принесли огромную коробку из-под телевизора, доверху наполненную цветками роз. Наши «гречанки» на конных квадригах должны были посыпать из чаш беговую дорожку их лепестками, приветствуя таким образом идущих следом спортсменов. Куда мы только не навтыкали эти розы! Думаю, их лепестков хватило бы, чтобы ровным слоем засыпать пространство между Большой и Малой аренами.

На этой генеральной репетиции нас ждало крупное разочарование – после нашего прохода нас сразу загнали в автобусы и увезли в Малаховку - почти силой! Грозя иначе лишить участия в Церемонии 19-го числа. А у нас были такие планы! Уехали гордые и злые. До хрипоты орали в дороге «Поворот».

В автобусе. Фото из архива автора.
В автобусе. Фото из архива автора.

18 июля, накануне Открытия, в отряде было тихо. Только наши гэбэшники испугали девчонок и насмешили парней своим инструктажем - насчет контактов с иностранцами. (Сейчас этот инструктаж назвали бы «антитеррористическим»). «Андроповские мальчики» буквально учили нас, что делать, если вдруг окровавленный товарищ падает рядом с тобой, сражённый вражеской пулей. А девушек, которые должны были находиться на поле, обучали действиям «на случай приставаний» со стороны членов иностранных делегаций, ведь они на несколько часов оставались один на один с иностранцами, являясь олицетворением Страны Советов.

Можете представить, что творилось в головах двадцатилетних девчушек после такого инструктажа. В тот день, особенно после этого разговора, телефон на стене в общежитии раскалился, все звонили домой. Мы, дурни молодые, даже прощались и просили прощения, как перед «последним и решительным». В общем, вели мы себя тише воды, ниже травы. Все были молчаливы и серьёзны. Мы действительно считали нашу общую миссию государственно важной. Правде верили в то, что мы – лицо страны. И, на самом деле, были очень горды этим! С этим чувством заснули. И с ним же проснулись - 19 июля 1980-го года.

Продолжение следует.

Еще о студентах на Олимпиаде-80: "Самым важным видом спорта был тотальный флирт".

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru