10,8K подписчиков

Юрий Башмет: «На самом верху классическая музыка, а перед ней только вера». Часть 2

112 прочитали

Юрий Башмет – известный альтист и дирижер, педагог и общественный деятель, народный артист СССР. Обладатель премии «Грэмми» за лучшее исполнение небольшим ансамблем в 2008 году. На его счету государственные премии СССР и РСФСР. На фестивале «Таврида-Арт» в Крыму он рассказал о работе с Валерием Гергиевым, поговорил об импровизации и аутентичной манере игры.

 Юрий Башмет – известный альтист и дирижер, педагог и общественный деятель, народный артист СССР. Обладатель премии «Грэмми» за лучшее исполнение небольшим ансамблем в 2008 году.

Об импровизации и аутентичной манере игры

Это очень интересный вопрос. Есть «барочники», которых мы так называем. Они играют в той манере и настаивают на том, что именно они знают, как это было. хоть нет никаких записей. Я вам так скажу, в каждом бахе есть всё. Допустим из 3-ей сюиты, то, что «Шуткой» называется. Казалось бы, как у Баха есть такая милая легкость, юмор, очень тонкий джаз. У Баха есть уже всё. Поэтому я бы не играл в аутентичной манере, допустим, 5-ю сюиту виолончельную там, где есть драматизм. «Чаконы» Баха я бы не играл в стиле барочного исполнительства, а по тому, как написано, но мы не должны повторять лекции и просто выучивать, как хрестоматию и быть отличниками. Лучше пусть будет четвёрка с минусом, но свой язык найти. Моё личное отношение к этому - идти от музыки, и возможно Бетховен был бы счастлив, если его 9-ю симфонию играло 500 человек в оркестре и 1000 человек в хоре, т.е. в том то и дело, что композитор продвигает развитие инструмента. И от того, какая информация идёт от него, потом развиваются скрипка и клавишные инструменты совершенствуется. В какое-то время скрипка победила альт в руках самого Паганини, который играл на альте, скрипке, мандалине и на 6-ти струнной гитаре есть написанные произведения. Но всё равно скрипка она громче и можно было играть на открытом воздухе.

Кому нравиться играть в старой аутентичной манере сначала должен научиться играть чисто и ритмично, и академично, т.е. то, что выписано в нотах. А потом осознанно, имея это качество уже для себя решать в меру этой свободы и знаний. Если новое произведение только что сочинили, и я не знаком с ним, то я сначала смотрю какой текст. Обычно сразу видно по первым нотам, например, музыка того же Шнитке - у него всегда есть формулы, развитие и увлекаешься очень быстро, а бывает - не пошло, не понял, что имелось ввиду, хотя иногда я ошибаюсь.

 Юрий Башмет – известный альтист и дирижер, педагог и общественный деятель, народный артист СССР. Обладатель премии «Грэмми» за лучшее исполнение небольшим ансамблем в 2008 году.-2

О концерте с Валерием Гергиевым. Сколько нужно времени на репетиции

Например, когда Валерию Гергиеву нужно учить новое, он репетирует очень детально и долго. А когда он наизусть знает партитуру и оркестр это произведение, то на это уходит 15 минут и всё готово. У меня самого с ним были концерты Шнитке в Чикаго Сити Оркестр и мы приехали сильно позже не по нашей вине, начали репетировать и через 5 минут подошёл директор оркестра и сказал, что у нас на репетицию осталось 13 минут, а концерт идёт 27 минут или 30, поэтому срочно меняем произведение, потому что мы не успеваем его проиграть, оркестр не знал концерт. Валера прекрасно его знал и я тоже, потому что для меня написанный концерт и с Валерой мы его играли в других местах уже года 3-5. Он сказал, что 5 минут уйдут только на изменения сцены, там рояль нужен. У нас есть 13 минут на репетицию. Сохраним этот концерт. Он объяснил дальше, что везде, где белые ноты, чтобы время сэкономить, не играем. 5 симфонию я вам им покажу , 7-ю покажу. Во второй части, это перетянуть или дробить. На объяснение вышло 2 минуты, на репетицию 10. Идеально сыграли, и это записывалось. Выходишь за кулисы, а они тебе дают запись того, что ты только что сыграл. По тем временам – это фантастика. И это было одно из лучших наших с ним выступлений. Для исполнителей совет - продолжать всем интересоваться. Кино, допустим, зависит от того, кто как снимает детали. Часто оператор диктует, и выясняется, что сама съёмка глубже и интересней, чем сюжет, задуманный режиссёром. Это часто встречается. То же самое в музыке для кино, если она очень хорошая, то она и создаёт атмосферу. Мой рецепт один - продолжать быть молодым.

Текст: Агния Щерба

Фото: Интернет

Понравилось? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на нашу страницу.

Читайте предыдущую статью о Юрии Башмете здесь