Список профессий, представители которых могут быть самозанятыми, вызвали вопросы у профессиональных объединений малых предприятий. Благодаря появлению коворкингов самозанятых, легальный рынок салонов красоты в Петербурге может сократиться наполовину.
В Петербурге, по данным УФНС, в январе зарегистрировалось 7 тысяч самозанятых. План на 2020 год - 16 тысяч. В самозанятые, с помощью приложения "Мой налог", предполагало государство, отправятся няни, репетиторы, фотографы и видеографы, SMM- мастера и так далее. Главное, вывести их из тени, пусть платят хотя бы 4% или 6% (4% - при оказании услуг физическим лицам и 6% - юридическим лицам).
По закону стать самозанятыми могут физлица, старше 16 лет, не имеющие работодателя и не привлекающие наемных работников, например, люди, торгующие продуктом собственного изготовления. Доход самозанятым определен в пределах 2,4 млн рублей за год.
Самозанятые:
занимаются косметологией на дому
проводят фотосъемку и видеосъемку
продают товары своего производства
занимаются проведением праздников
консультируют по юридическим вопросам
оказывают услуги бухгалтерии
работают с помощью платформ в интернете в удаленном режиме
сдают недвижимость в аренду
оказывают грузопассажирские перевозки
оказывают услуги по ремонту и строительству
В списке допущенных профессий оказались также парикмахеры и косметологи, что вызвало удивление у участников рынка. Как рассказала "Своему делу плюс" Елена Велюга, президент союза предприятий и специалистов индустрии красоты Северо-Запада, получилось так, что с 1 января самостоятельно работающие парикмахеры и косметологи не только получили возможность записаться в самозанятые, но и легализовать свой подпольный бизнес.
Коворкинги самозанятых
В городе более 7 тысяч салонов красоты, но в последнее время, отмечают специалисты, получили развитие объединения мастеров, которые организуют коворкинги, в том числе в жилых квартирах, регистрируются самозанятыми и продают свои услуги через социальные сети. В таких салонах предоставляют самые разнообразные услуги - от стрижки и окраски волос, до ботокса волос, перманентного макияжа и наращивания ресниц. "Ранее такая деятельность считалась незаконной, - рассказывает Елена Велюга, - а теперь, так как самозанятым разрешено оказывать парикмахерские и косметологические услуги на дому, они могут работать, но при этом не несут никакой профессиональной ответственности, да и фискальной нагрузки по сравнению с салонами". Президент рассказала, что с каждого работника обычные салоны, работающие, например, на упрощенке, платят 43% налогов и сборов, а самозанятые - 4%. В обычном салоне с зарплаты мастера возьмут 13% НДФЛ, а как самозанятый он заплатит всего 4%. "Где услуги мастеров будут дешевле, как вы думаете?", - спрашивает Елена Велюга.
Рынок меняется на глазах
При этом открыть свое дело мастера предпочитают, получив профессиональный опыт и клиентов в обычных салонах красоты, которые, кроме уплаты налогов, несут затраты на аренду, коммунальные услуги, лицензирование, подвергаются проверкам.
Таким образом, ситуация, которая складывается в связи с выходом на рынок легальных самозанятых, может привести к тотальному уходу с рынка салонов красоты. Президент союза считает, что уже доля рынка, которая приходится на услуги красоты не в салонах - в Петербурге достигает 50%, а в регионах - 80%. И теперь новый закон о самозанятых помогает таким салонам легализоваться. А еще одна позиция в списке профессий самозанятых - сдача недвижимости в аренду - позволяет сдавать квартиры, в том числе, под парикмахерские и косметологические коворкинги. Участники рынка сдачи недвижимости в аренду отмечают рост спроса на такие услуги именно со стороны салонов красоты, которые делят между собой несколько мастеров.
"Снять помещение под салон площадью 100 м2 в центре Петербурга может стоить 150 тысяч рублей в месяц, - говорит Елена Велюга, - а инвестиционной квартиры, например, всего 40 тысяч". Инициативы с проверками тоже ничего не дают. В Екатеринбурге салоны красоты иницировали проверки таких домашних парикмахерских с помощью правоохранительных органов. Но те вскоре отказались - предъявить мастерам в квартирах-коворкингах нечего - они просто "стригут и красят родственников и знакомых".
Пользователи отмечают, что салонов действительно все меньше, а все больше узкоспециализированных студий - одни для бровей, другие для ногтей, третьи для стрижек.
Светлана Д., частный мастер, говорит о том, что мастера в салонах часто просиживают в ожидании клиентов целый день, а клиентов может быть за день всего один или два. Получают они всего 30% от стоимости заказа. Поэтому они, наработав клиентуру, идут работать самостоятельно, - рассказывает Светлана Д. - при самостоятельной работе они получают от заказа 70% - остальное, например, уходит на оплату аренды места. Так работать выгоднее. Клиенты доверяют своему мастеру и держатся чаще всего за него, а не за салон".
История вопроса
Парикмахеры, мастера маникюра и педикюра всегда работали на дому, говорит Елена Велюга. Многое зависит от клиентов, одни хотят мыть голову в "какой-то раковине в квартире", другие привыкли к соответствующему оборудованию и сервису. Но с 2014 -15 годов, в связи с падением курса рубля, начал интенсивно сокращаться спрос, потребление товаров и услуг падает на 25%, подсчитала Елена Велюга, и люди все больше склоняются к услугам квартирных мастеров.
"При этом в обычном порядке вид деятельности салона красоты относится ко второму классу опасности, - рассказывает Елена Велюга, - они должны соблюдать требования санитарных норм и правил, которые проверяет Роспотребнадзор, Трудовой инспекции, и других органов. Чек-лист Роспотребнадзора при проверке по жалобе клиента содержит 96 пунктов. Но сейчас Роспотребнадзор не видит таких коворкингов, а кто даст гарантии качества услуг, спрашивают участники рынка салонов красоты. РПН выпустил брошюру, в которой предостерегает от пользования домашними салонами, но кто видел эту брошюру?
"Обиднее всего, - говорит Елена Велюга, - что мы начинали свой бизнес в 90-ые, когда не было ничего, никаких стандартов, постепенно понимали отрасль до нынешнего, цивизилованного уровня сервиса, и теперь все опять скатывается вниз".
Дмитрий Ершов, президент Общественного фонда содействия развитию косметологии, парикмахерского искусства и эстетики недавно отмечал, что число закрытых салонов красоты за 2019 год впервые превысило число вновь открытых.
Вопросы к списку
Ирина Иванова, депутат Законодательного собрания Петербурга, говорит, что к списку профессий для самозанятых есть много вопросов. "Если посмотреть список, - рассуждает депутат, - то непонятно, как туда попали косметологи на дому. Кто будет нести ответственность за последствия их манипуляций?".
Или строители, говорит Ирина Иванова, одно дело услуги по ремонту, это, возможно, безопасно для потребителей, а вот услуги по строительству? Что у нас теперь строить дома могут самозанятые? А как же надзор, безопасность, разрешительные документы? Ведь строительные компании сначала у нас лицензировались, потом вступали в СРО, а это огромные деньги, где, по сути, страхуется их ответственность".
Поскольку самозанятые - это пока эксперимент, считает Ирина Иванова, то перечень нужно уточнять.
Бюджет ждет поступлений
Федеральная налоговая служба должна помочь бюджету Петербурга увеличить доходную часть до 1 трлн рублей к 2024 году. Об этом заявил губернатор Петербурга Александр Беглов в ходе расширенной коллегии управления ФНС России по Санкт-Петербургу, которая прошла на днях. Введение налогообложения самозанятых должно обеспечить рост поступлений от налогов на доход физических лиц не менее 10%, подчеркнул Александр Беглов.
Глава города оценил как «неплохой результат» 571 млрд рублей, которые ФНС собрала в бюджет Петербурга в 2019 году, но отметил, что нужно еще 630 млрд рублей, чтобы наверстать отставание в социальной и дорожной инфраструктуре. Впрочем, если ФНС сохранит темпы по росту собираемости на уровне 2019 года (+10%), результат будет достигнут.