Найти тему
Александр Тиховод

Вечный бег к победе

- Большой спорт означает в первую очередь преодоление себя самого, - утверждает Евгений Ломтев. – Подобный настрой внушали мне, теперь стремлюсь передавать его ученикам, насколько это возможно.

О том, как воспитывается характер чемпиона, об истории своих выступлений на крупнейших соревнованиях и о перспективах современной плеяды в беговых дисциплинах рассказывает ветеран легкой атлетики, тренер специализированной школы Олимпийского резерва, сотрудник Саратовского государственного технического университета.

Спортсменов создает система

- В 70-80-е годы наша область славилась легкоатлетами. Ярчайший пример – уроженка Петровска, трехкратная чемпионка Олимпиад Татьяна Казанкина, чей бег западные журналисты назвали «поэзия на тартановой дорожке, написанная четким ритмом шиповок». Но успехи саратовцев давно пошли здесь на убыль. Меньше стало талантов?

- По-прежнему есть самородки, с которыми интересно работать тренеру. Одного из них – Виталия Катренко, я «открыл» на уроке физкультуры в Политехе. Бежали на 60 метров, где нормативное время студентов примерно 8 секунд. И неожиданность – показан результат в районе второго взрослого разряда. Парень маленький, щуплый. Сам из села, тот признался, что раньше не бегал на соревнованиях. Стали с ним заниматься. Через год Виталий окреп, достиг первого разряда, и, думаю, он способен выйти на уровень кандидата в мастера спорта. Впрочем, известно, что спортсменов создает система. Вот в этом смысле наблюдается полный провал.

У единственного в Саратове центра подготовки легкоатлетов нет собственной базы. Из-за слабого финансирования его воспитанники нерегулярно посещают выездные турниры, а нехватку соревновательной практики не восполнить ничем.

С инфраструктурой для легкой атлетики в нашем городе всегда были проблемы. Допустим, манеж во Дворце спорта, построенный в 1958 году, не отвечает никаким стандартам. Там укороченная беговая дорожка и виражи настолько крутые, что случалось, разогнавшись, на повороте, где пол под углом, бегун ломал лодыжку даже не вследствие падения. Когда-то основной ареной в нашем виде спорта считался стадион «Локомотив», однако теперь он полностью в распоряжении футбольного клуба «Сокол». В часы тренировок многочисленных команд нас не пускают на беговой овал. Пришли к тому, что мастеров легкой атлетики в Саратовской области можно пересчитать по пальцам, и тренеры, воспитавшие чемпионов России, за это не получают материального поощрения. Самые талантливые ученики уезжают, чтобы продолжать карьеру в других городах. А мы держимся в профессии во многом за счет энтузиазма.

-2

- Насколько различаются ваши тренерские задачи в спортшколе и вузе?

- В университете я оформлен на полставки. Здесь моя обязанность, по сути, та же, что и на основной работе – готовить спортивную смену. Но в Политехе невелик для меня выбор учеников. Во всем потоке первокурсников максимум 5-6 человек имеют необходимую подготовку. Приступать же к серьезным занятиям спортом с нуля в студенческом возрасте, как правило, поздно. И далеко не каждому по силам сочетать спорт высоких достижений с учебой. Насколько помню, среди легкоатлетов это в полной мере удалось только марафонцу Леониду Швецову, закончившему саратовский мединститут с красным дипломом.

Путеводная нить

- Как было у вас? Мешала учеба спорту?

- Пользуясь известной привилегией, почти все время на студенческой скамье я посвятил сборам и соревнованиям. А тогда было их столько, что уставали ездить!

В рядах сборной Союза сезон продолжался фактически весь год. Лишь в сентябре и на новогодние праздники отпускали нас по домам. Немного отдохнем и опять кочуем по базам Олимпийской подготовки – Прибалтика, Крым, Черноморское побережье Кавказа, Тбилиси, Ереван, Ташкент.

В январе начинались чемпионат, зимний Кубок Союза, международные соревнования. Раз в два года проводилось первенство Европы в манеже. Не беря перерыва, готовились к летним стартам. В таком режиме я прожил целое десятилетие.

- Безусловно, это говорит о силе характера. Еще в детстве осознав, что легкая атлетика – ваша путеводная нить, вы упрямо шли к своей цели.

- Быть серьезным заставляла сама жизнь. Наша семья была бедной, рано умер отец. Переехав вместе с мамой и старшим братом из Тамбовской области в Саратов, ютились в общаге у кинотеатра «Космос» на 3-м жилучастке. Заводской район, где мы поселились, всегда числился как неблагополучный. От влияния улицы уберегли меня занятия спортом, ставшие способом, чтобы выбиться в люди, материально обеспечить себя. Все началось на стадионе «Волга» в 1973 году. На первых порах многое не удавалось: меня не отчислили из секции лишь потому, что я не пропускал ее. Тренер Борис Кузьмин, который вел группу по прыжкам в длину, взял опеку надо мной, разглядев задатки спринтера. Прежде чем подпустили к дистанции 400 метров – сложнейшей, если специально не готовиться, я в любую погоду гонял длинные кроссы. Однажды так бежал от завода «Комбайн» до городской окраины при снегопаде и лютом холоде. Увлекшись, не заметил, как сползла шапочка, обморозило уши. Боль почувствовал только на финише.

Фундамент в спорте закладывается порой мучительно тяжело. Но без такой основы таланты, в юности ярко вспыхнув, столь же быстро пропадают.

А мне посчастливилось сохранить физическую форму и как ветерану, который вплоть до 45-и лет побеждал в забегах.

-3

- Чем же, помимо почетных грамот, медалей и кубков, вознаграждался такой труд?

- В спортшколе при профкоме авиазавода обеспечивали экипировкой и питанием - выглядело весомой помощью нашему семейному бюджету, полностью зависевшему от зарплаты мамы, работавшей в заводской охране. То, что мне полагалось как участнику сборной страны, конечно, не сравнить с доходами современных легкоатлетов моего класса, но по советским меркам это было «выше крыши». Кроме профкомовских денег, я получал стипендию от федерации в Москве. В общей сложности выходило более 300 рублей. Еще выдавали на год четыре пары шиповок и кроссовок, комплекты спортивных костюмов. Месяца через два после победы на чемпионате Европы заселился в однокомнатную квартиру от завода. И сразу стал завидным женихом!

Рано поднял руки

- Чтобы войти в сборную СССР, легкоатлет должен был, как минимум, выполнить мастерский норматив. В какой момент вам это удалось?

- Это произошло в год московской Олимпиады, когда выиграл первенство России. На просмотр в сборную меня пригласили по рекомендации Владимира Просина, вместе с кем я учился в нынешнем гагаринском техникуме. Он легенда среди бегунов на средние дистанции, 10-кратный чемпион Союза. Как ни странно, рядом с фотоснимками лучших саратовских легкоатлетов в манеже нет его портрета… В нашей соревновательной дисциплине карьера длится относительно недолго, в 30 лет пора ее завершать. Дальше этого возрастного рубежа высокий уровень сохраняют представители спортивной ходьбы и марафона. Одни атлеты могут бежать быстро, другие – долго, что определяется состоянием мышечных волокон. Мы с Просиным – скоростники, установили ряд рекордов, в том числе, в эстафете 4 по 400. Тем самым переходили дорогу и более молодым конкурентам за место в сборной.

-4

- Выступить на Олимпийских играх вам не довелось, так как вмешался бойкот. Но в других масштабных турнирах вы участвовали…

- О том, что советская команда не едет на игры в Лос-Анджелес, объявили по программе «Время». Для многих спортсменов это был настоящий шок. Правда, в свои 22 года я не сильно печалился из-за такого "пролета". Вполне мог попасть на следующую Олимпиаду в Сеуле. Входил в основной состав эстафетной команды. Однако в канун игр ее результаты снизились на секунду-полторы, что для забега на 400 метров целая пропасть. И всех нас «отцепили», заменив другими кандидатами. Мне чаще сопутствовал успех в летних соревнованиях.

В 1984-м вместо Олимпиады для спортсменов из стран соцлагеря провели турнир «Дружба».

Эстафету мы тогда выиграли, а со мной произошел курьез – готовясь передать палочку партнеру, споткнулся на скорости и, потеряв ориентацию, ударился икроножной мышцей о ребро стола, который стоял около дорожки. В целом, обходясь без травм, я стабильно преодолевал четырехсотметровку в среднем за 46 секунд. Особенно мощно разогнался на «Европе» в Будапеште в марте 1983-го. Там иное, чем в «Крылатском», покрытие манежа – под резиной вместо бетона лежала толстая фанера, которая пружинила, что идеально соответствовало моему бегу с сильным проталкиванием. На этих стартах я побил рекорд СССР. Мое время могло быть и лучше. Но последние 20 метров мчался с поднятыми руками – так захлестнули эмоции. Из-за этого потерял ценные доли секунды.

-5

Досье:

Евгений Ломтев

Родился 20 октября 1961 года в Уметском районе Тамбовской области. Бегун на короткие и средние дистанции. Мастер спорта международного класса. Неоднократный победитель мемориала братьев Знаменских. В 1981-1990 гг. выступал в сборной СССР. Чемпион Европы в закрытых помещениях на дистанции 400 метров. Рекордсмен страны в эстафете 4х400 на играх «Дружба-1984». Тренер СДЮШОР №6.