“40 чертей и одна зелёная муха“ (1984) Ералаш / Геннадий Хазанов и Евгений Моргунов
Взято с : https://www.youtube.com/channel/UC0u6gAESA0XmSJQaAyDTTVg
Как мне это детское кино напоминает современную школу! А смысл какой! По этому киносюжету надо учителей будущих в институтах психологии учить.
Я не люблю школу. Не потому, что у меня не получалось, наоборот, все предметы мне нравились и давались легко, просто я вольная пташка и сидеть сиднем полдня за партой для меня было равносильно тюрьме. Без школы можно прожить? Конечно. И в то же время нельзя. По Конституции РФ, п. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Можно перейти на семейное обучение, в крайнем случае.
Грамотным хорошо быть. Не позоришься за ошибки, можешь поддержать беседу на любую тему, много знаешь. Порой, чего лучше б и не знать. А вот диплом - далеко не всегда показатель грамотности и образованности. Доказано жизнью.
Но грамотный - это не всегда порядочный и разумный человек. Человеком движут многие обстоятельства, а если с психикой что-то не так, то адекватность поведения оставляет желать лучшего, будь у человека хоть пять дипломов.
В жизни всегда кто-то кого-то обижает. Дети обижают детей и взрослых, взрослые обижают как взрослых, так и детей. Не знаю, существует ли такая статистика, кто кого больше обижает, взрослые детей, или дети взрослых. Отцы и дети - разные Вселенные, иногда - конфликтующие.
Но заставляют обижать тех или иных разные обстоятельства. Кто из взрослых будет ребёнка обижать? Психопат или дурак (вне зависимости от пола). Психопат то он психопат, но когда ему вожжа под хвост попадает, то он соображалкой понимает, что подойти к большому дяде и дать ему пинка чревато постельным режимом, сломанными частями тела и репутации. А вот того, кто сдачи не даст в силу молодого неокрепшего морально и физически организма, обидеть можно при желании. И желающих многовато будет, новости хоть не смотри, столько там взрослых Нелюдей, пожелавших и обидевших, да что обидевших, измывающихся и убивающих детей в припадках бешеной ярости. Психопат себя не будет бить, хотя собой недоволен, он будет бить слабого, кто под руку подвернётся, срывать на нём зло. А потом плакать, раскаиваться, или не раскаиваться, а обвинять жертву, историк Соколов тому яркий пример. В припадке бешенства легко было убить юное и беззащитное создание, потом пилой распилить тело, сложить части в рюкзак и выбросить в реку, а самому так жить хочется, так жить хочется, что адвокату ничего не жалко. А что теперь жалеть, когда душу дьяволу продал.
Психопатом может быть как взрослый, так и дитя неразумное. Интернет ещё обсуждает видео, где учительница математики, не сумев справиться с классом, подбегает и выдёргивает из-под хулиганившего подростка стул. Тот падает на пол, вскакивает и даёт ей в глаз. Он же выше учительницы, сила есть, ума не надо. Ударил, скорей всего, на рефлексе, не задумываясь, кого бьёт и что будет потом. Его унизили перед всем классом, бить он не собирался, но ударил. Этот удар больно отозвался и ещё отзовётся как для пострадавшей учительницы, так и для него.
Не знаю как кому, мне было страшно и стыдно эту сцену смотреть. Хотелось крикнуть учительнице: не делай этого!
Можно ли было сделать так, чтобы этого не случилось? Конечно. Бывает много вариантов по ситуациям в классе для учителя. Но учитель должен быть готов к любому развитию событий. Современный учитель у меня, честно говоря, ассоциируется с братьями Запашными, входящими в клетку к тиграм. Тигры подчиняются дрессировщикам не потому, что боятся кнута, нет, они чувствуют превосходство человека над собой, а у человека, работающего с тиграми, в сердце нет страха и ненависти, есть уверенность и уважение к подопечным. И любовь. Нельзя пройти по канату над пропастью, если в сердце канатоходца закрался страх. Есть очень много профессий, требующих твёрдого характера и невероятной силы духа. Профессия учителя тоже требует не только ума, сколько разума, логики шахматиста, оценивающего ситуацию на несколько ходов вперёд. Ошибся, не просчитал ходы, получи шах или мат. И ты - вне игры.
В Ульяновске подросток ударил учительницу математики ножом в живот. Женщина я тяжёлом состоянии в реанимации. Парень со своими тараканами в голове, переходный возраст, интернет, каша ещё та намешана в голове и в душе, два урока пропустил в тот роковой день, пришёл на третий и на пороге класса его встретила учительница и поинтересовалась, почему он пропустил эти два урока. Не спроси она, возможно, ничего бы не произошло. Но она спросила. Зачем? Проведи ты свою математику спокойно и иди домой. Не знаю обстоятельств, очень жалко учительницу, не оправдываю парня, просто жизнь такая, что ходим мы по невидимому краю пропасти каждый миг. Шаг вправо, шаг влево и вот уже пропасть принимает в свои объятия очередную жертву бытового конфликта. Как сложно удержать хрупкое равновесие нормального общения, когда каждое твоё слово может стать для тебя роковым. Учительница спросила, вместо ответа получила нож в живот.
Где тут было нарушено равновесие, со стороны не поймёшь. И ничего уже не изменишь. Кто-то из взрослых что-то просмотрел, когда в подростке сломалась внутри очень важная ниточка милосердия, когда внутренняя установка "не убий" - спасёт и сохранит и его самого, и другого, кто перешёл ему вольно или невольно дорогу.
Дети бывают жестоки. Невероятно причём. Те дети, которых мамы не научили чувствовать чужую боль как свою. Такие дети не плачут от чужих слёз, они смеются над чужой болью. И таких детей всё больше.
Родителям некогда воспитывать детей, Интернет взял на себя эту роль воспитателя. И отобрал у многих детей чувство жалости и уважения к взрослым. К учителям в том числе. Школа занята не тем, чем должна заниматься школа, ЕГЭ смешал в кучу личность и ребёнка, и учителя, никто никого не уважает, все ждут друг от друга выполнения обязательств. В школе все обязаны выполнить невыполнимое, все кому-то должны, где в этой напряжёнке может выжить любовь учителя к ученику и ученика к учителю?
И человеческий фактор никто не отменял. Все мы люди, все мы человеки, все мы ошибаемся, хорошо, когда это не роковые ошибки.
А.П. Чехов утверждал, что педагог должен быть артистом, художником, горячо влюбленным в свое дело. Искренность, убедительность, артистизм, мудрость учителя могут помочь ему найти путь к каждому ученику. Дети все разные, но искренность, честность, доброту учителя к ним они распознают на раз. Учитель заходит в класс, как артист на сцену. Каждый урок - это спектакль, и только учитель должен понимать, что он играет свою роль, а дети должны видеть не игру актёра, а образец хорошего, умного, весёлого (желательно), знающего если не всё, то почти всё человека, который пришёл к ним поделиться знаниями. Учитель обязан держать лицо и не терять его ни при каких обстоятельствах. Как актёр на сцене. Нужно играть свою роль по Станиславскому, чтобы дети верили, уважали и любили своего Учителя. И помнили его через сто лет.
А двоечники были во все времена и будут всегда. Но это ни о чём не говорит, можно быть двоечником и стать великим учёным гением.
Говорят, если у ребенка низкие оценки в школе, значит, у него есть все шансы стать великим! Странновато звучит, не правда ли? Но многовековая история подтверждает: далеко не всегда плохие оценки становятся предвестниками неудачного будущего.
Не надо ломать судьбу ребёнку за двойки в дневнике, надо помочь ему не сломаться в лабиринтах школьной системы образования. Главное, чтобы человек был хороший.
Тому пример эти великие двоечники:
Наполеон Бонапарт любил только математику, по остальным предметам сплошные неуды. И стал великим полководцем. Стратегом. Если бы не попёрся Россию завоёвывать, всё бы у него было хорошо. Полмира разговаривало бы на французском.
БЕТХОВЕН с математикой был не в ладах, да и по другим предметам не блистал, тем не менее стал одним из самых исполняемых композиторов в мире. В написании музыки ему до сих пор нет равных. Гений? Гений! Слава богу, что не в наше время живёт и в нашу школу не ходит, как и Пушкин Александр Сергеевич. Страшно представить Пушкина в современной школе со сплошными двойками по математике в дневнике. Как бы он стал писать стихи после того, как отец проверил бы его дневник? Не до стихов бы ему было. В математике был ни бум-бум, а гений, наша национальная гордость, символ классической русской литературы.
Зачем музыканту и поэту математика? У них был другой склад ума.
Маяковский в 11 лет (подумать только!) мальчик с натурой бунтаря попал в революционный кружок, забросил уроки и бросил школу в 5-м классе. Учителям пять школьных лет поэта были сплошной головной болью, он был хулиган ещё тот.
ИСААК НЬЮТОН - гений? Ещё какой. Бином Ньютона, кто ж его забудет? А неуспевающим был одно время. Слабеньким и хиленьким рос, его даже били хулиганы одноклассники. Слабого каждый может обидеть. Пока он не решил доказать, что не хуже других и подтянул успеваемость. В физике преуспел как не преуспел ни один отличник.
Альберт Эйнштейн - самый известный «двоечник» в мире, одна математика шла у него отлично. Спорил с учителями, доказывал свою правоту. И где теперь эти учителя, которые даже аттестат ему с первого раза не дали, злорадно посмеиваясь? И в Политехникум не приняли, ужас какой! Не приняли самого Эйнштейна! Что делается на белом свете с этими учителями, понять невозможно, куда и к чему они стремятся?
Иосиф Бродский был заядлым двоечником и хулиганом, учился с двойки на двойку, презирал учителей и советскую школу. Стал Нобелевским лауреатом по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».
ЭДИСОН, где б было человечество без его изобретений? А со школой у него ничего не вышло. Один из учителей постоянно называл Томаса «безмозглым тупицей». За первый месяц обучения он стал круглым двоечником и его родителей вызвали в школу, заявив, что он умственно отсталый. Мама выучила сына читать и книги стали для будущего великого изобретателя учителями. Книги, в отличие от школьных учителей, учили мальчика молча, раскрывали ему тайны бытия увлекательно и всеобъемлюще. И получился в итоге гениальный учёный практик.
Великий и ужасный УИНСТОН ЧЕРЧИЛЛЬ. Между прочим, в школе считался одним из самых глупых учеников в своем классе. Из-за неуспеваемости Уинстона даже отстранили от изучения латыни и древнегреческого языка. Мальчик не желал заниматься. «Школа не имеет ничего общего с образованием. Это институт контроля, где детям прививают основные навыки общежития» - эти слова Черчилля передают отношение о школе. В будущем Уинстон получит Нобелевскую премию по литературе. В наши дни он бы не стал тем великим Черчиллем, вырос бы простой и обычный Черчилль, на учёте бы стоял как отпетый хулиган, родителей бы стыдили на каждом родительском собрании. А насчёт того, что школа ничего общего не имеет с образованием - я согласна.
Константин Циолковский в 13 лет остался на второй год, позже его отчислили за неуспеваемость. Кто бы подумал, что в будущем этот мальчик станет отцом теоретической космонавтики. А всё самообразование, книги и ум, само собой. А сколько крови ему попортила школа! Сколько позора он перенёс в детстве!
Один из самых богатых людей на планете Билл Гейтс - тоже двоечник! Единственное, что его привлекало – это книги. Научно-фантастические произведения вдохновили Гейтса на великие открытия. Все читали эти книги, а применил на практике идеи фантастов только он, двоечник. Вот тебе и двоечник. Всем бы так.
Льва Толстого учили дома гувернантки, а из института вообще отчислили за неуспеваемость, у него не было диплома, но "Войну и мир", "Анну Каренину" знает весь мир, по ним снимали и снимают фильмы.
Дмитрий Менделеев был отъявленным хулиганом: часто дрался со сверстниками, постоянно прогуливал уроки и дерзил учителям. Он практически не выполнял домашние задания. И только когда его собрались выгнать из гимназии, взялся за ум. И все будущие химики теперь учатся по его таблице Менделеева.
Антон Павлович Чехов, интеллигентнейший из русских писателей, дважды оставался в школе на второй год.
И ещё много других двоечников, ставших великими учёными или просто очень успешными людьми в бизнесе.
И сколько отличников, любимцев учителей, стало великими мерзавцами!
Всё в жизни относительно, где заканчивается добро и начинается зло, часто можно не разглядеть и перешагнуть роковую точку невозврата.