Найти тему
"Ваша газета"

САМОРОДОК

В истории российской культуры немало художников, посвятивших своё творчество изображению исторических событий. Картины «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Александр Невский» и другие шедевры заставляют подолгу стоять перед ними, восхищаясь мастерством их создателей, ещё раз вернуться мыслями к тем событиям. Но историю можно изобразить не только в динамичных сюжетах, но и рисуя костюмы разных народов того или иного периода, обмундирование воинов, переселенцев.

Именно с такими необычными работами познакомил нижнекамцев художник из Набережных Челнов Ирек Массаров. Он уроженец села Чёрный ручей Черемшанского района. Тяга к рисованию у мальчика проявилась рано, и он рисовал на чём только можно было. Причём без красок, их негде и не на что было купить, а простыми карандашами.

У родного села художника - богатое прошлое, что помогло ему найти своё направление в творчестве - рисовать сюжеты на историческую тему. Беседуя с сельчанами-аксакалами, Ирек узнавал историю селения, отдельные памятные события, доискивался подробностей, всё это переводил потом на бумагу. И ведь его никто не учил. Не было в селе того, кто мог бы рассказать о композиции, объектах первого и второго плана, других основах теории. До всего самородок доходил сам. Как он говорит о себе: «Я сам себе и ученик, и учитель».

В музей А. Фатхутдинова Ирек Наилович привёз более 50 работ. Привлекает внимание подборка «Народы Поволжья и их национальные костюмы», где скрупулёзно точно выведены мельчайшие детали одеяний. Можно себе представить, каких трудов стоил Массарову поиск этих костюмов, ведь они в первозданном виде сохранились лишь в этнографических музеях. Художнику же пришлось побывать в десятках деревень, чтобы расспросить у старушек не только о том, как шились те или иные одежды во времена прабабушек и прадедушек, но и что означают узоры.

Рядом - картины с изображением пехотинцев и кавалеристов Российской армии времён генералиссимуса А. Суворова, наверняка использованы рисунки из исторических альбомов. Ещё художник нарисовал, как могли выглядеть первые переселенцы Чёрного Ключа, воспроизвёл фотографию первых учителей местной школы, сельский праздник, пейзажи окрестности. Не забыты батальные сцены Великой Отечественной войны, Г. Тукай с неизменным Шурале, М. Джалиль. Многие работы демонстрировались на выставках в Казани, Чебоксарах.

Приятно было узнать, что художник хорошо знает Нижнекамск: о работе в коллективах треста «ТСНХРС» и шинного завода у него остались самые тёплые воспоминания.