Первое детище российского постсоветского авиастроения SSJ-100 получилось, чего греха таить, проблемным. Бесконечные скандальные инфоповоды, в которые влипает «Суперджет», наводят страх на пассажиров, которые предпочитают летать на «Аэробусах». Даже безобидные механические проблемы бьют по имиджу «Сухого», от которого покупатели шарахаются, как черт от ладана. Насколько ситуация трагична, попробуем разобраться.
SSJ-100 выпускают с 2007 года. К 2013 году на российских и зарубежных рейсах должно было летать 236 ближнемагистральных лайнеров. Но этого не случилось. Крупносерийное производство задержалось на 5 лет. К 2020 году «Сухой» выкатил из ангаров 194 самолета, из которых 160 поставлены заказчикам, а летает и того меньше — три четверти.
Более 90% летает внутри страны. 49 с надписью «Аэрофлот» на борту, 15 — с фирменным медведем авиакомпании «Ямал», по 10 «сушек» на линиях «Газпроавиа» и «Азимута», 9 зарезервировала за собой «ИрАэро». Большая часть машин взята в лизинг. То есть, принадлежит не авиакомпаний и может быть возвращена заводу-изготовителю при наличии претензий.
А претензии есть. Утром 26 февраля из-за проблем с двигателем SSJ-100 «Аэрофлота» вернулся в Москву, не долетев до Перми. Вроде бы мелочь, но нарекания к послепродажному обслуживанию именно этих самолетов были серьезными с момента первого контракта. Разные источники говорят, что главный эксплуатант отечественного лайнера выпускает в рейс от 20 до 25 бортов — около 50%.
Иностранные заказчики c «Суперджетом» стараются не связываться. Мексиканский Interjet вернул почти все лайнеры после прошлогодней майской трагедии. На линиях осталось 5 бортов из 22. От SSJ отказались перевозчики Армении, Индонезии, Ирландии и Лаоса.
При этом губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов считает «Сухой» надежной машиной, а атмосферу вокруг самолета нездоровой.
А вы готовы летать «Суперджетом»?