Всем привет!
Вот нахлынули воспоминания давно минувших дней и решил поделиться, если вы не против.
Сразу предупреждаю, что все фото не из этого рассказа, а просто более-менее подходят по тематике. В то время «цифры» ещё не было и делать подробный фото-видео отчёт было проблематично.
Это был один из первых моих рейсов в составе экипажа сухогруза после окончания мореходки. Рейс был каботажный. Мы вышли из Мурманска (точных дат уже не помню) примерно в октябре 1988 года на т/х «Павел Вавилов» с грузом снабжения для наших отдалённых северных точек. Наша цель была п. Тикси. Путь туда прошёл без каких-либо происшествий – обычная рутинная морская работа, вахты, подвахты, сон. Прибыли в Тикси, долго не могли пришвартоваться – мешали льды. Местные буксирчики пытались растолкать льдины и корпусом, и струями от винтов, в итоге это как-то удалось. Пошёл процесс разгрузки. Наш капитан торопил все портовые службы как мог, т.к. погода с каждым днём становилась всё морознее, а ещё предстоял путь обратно в Мурманск. Наконец всё было закончено, груз сдан, все документы оформлены – можно выдвигаться. На дворе уже ноябрь.
Обычно, когда закрывается навигация на СМП (Северный морской путь) и ледовая обстановка ухудшается, все суда, следующие одним курсом, собираются в караван – так гораздо легче идти. Вот и у нас образовался караван примерно из семи судов – кто-то шёл из Владивостока, кто-то из Певека и других более отдалённых мест, чем Тикси. Мы оказались первым судном в караване. Не знаю почему было принято капитанами такое решение. Может потому, что наше судно довольно большое (дедвейт около 23 тыс. тонн) и имеет ледовый класс. Соответственно, у нас было больше шансов таранить ледяное поле перед собой, случись такое.
И такое, конечно, случилось. Не доходя до Карских ворот мы окончательно погрязли во льдах, сил нашего «Буцефала» уже не хватало, чтобы пробивать тяжёлые льды. Свободной воды не было видно нигде, только сплошное ледовое поле. Всё, наш караван встал намертво.
Пока капитаны связывались с Мурманском, чтобы вызвать помощь, мы имели возможность немного осмотреться и насладиться арктическими видами. Ребята, скажу я вам – это незабываемое зрелище. Помню, одним утром после нашей вынужденной остановки выхожу на палубу и … у меня захватывает дух. Первым делом меня ослепило – хоть солнце в это время очень невысокое, но и этого хватило. Сияющая белизна вокруг, всё сверкает так, что больно смотреть – сразу слёзы из глаз. Тишина. И только стрекочет вертолёт, обследуя ледовую обстановку. По льду ходят белые мишки, подходят к судам и клянчат еду. Они садятся и начинают мотать мордой и лапами, а как только им бросят что-то съестное, ложатся на пузо, накрывают нос лапой и подползают к еде. В общем картинка завораживающая, в лучших традициях передач о путешествиях.
На севере я себя всегда чувствую гораздо лучше, чем в тропиках. Чистый морозный воздух, дышится легко, работоспособность – дай Бог каждому, от холода всегда можно укрыться (одеться потеплее и все дела), всегда приятно попить горячего чаю в каюте или в кают-компании.
Ночью началось сжатие. Это когда льды, раздвинутые нашим судном, начинают стремиться занять прежнее положение. Звуки, издаваемые при этом, это, я вам скажу, ещё те звуки. Судно как будто стонет и дрожит и, кажется, корпус просто не выдержит и вот-вот лопнет как скорлупа. Было немного жутко по первости. Но всё - слава Богу, судно выдержало).
На второй день нам сообщили, что к нам вышел на помощь ледокол «Ленин». Представляете, самый первый атомный ледокол – просто «памятник» атомного флота. Я думал, что он не доковыляет к нам, сил у старичка не хватит. Кстати, вертолёт был с «Ленина» - заранее вылетел на разведку. И вот, подходит «Ленин». Ну как, «подходит» – не сразу прям к нам. Сначала он околол нас со всех сторон, дал возможность двигаться, а потом уже к нам. Я очень ошибался, что сомневался в его старческих возможностях. Это такая махина, скажу я вам, он с лёгкостью подминал под себя льды, что только треск стоял – очень впечатляющее до мурашек зрелище. Сразу прям гордость что ли берёт за наш атомный флот. И это САМЫЙ первый и САМЫЙ слабый из всех наших ледоколов.
Далее, он взял нас на «усы», т.е. развернулся к нам кормой, и мы своим носом вошли в его «очко» (не думайте превратно, «очко» – это морской сленг, обозначающий специальную выемку в корме по форме носа) и закрепились в этом положении очень толстыми тросами. Получилась, своего рода, такая жёсткая сцепка. И «Ленин» дал по газам ))).
Пёр он нас лихо, ни разу не останавливались. Помню смешной случай во время этой буксировки. Я стоял вахту в машинном отделении и со мной был наш старший механик («дед» по морскому). Обычно он не нёс вахту в МО, но сейчас ситуация было очень ответственная и он лично её контролировал. Идём, всё в порядке. Вдруг с "Ленина" капитан выходит на связь с нами по радио и просит нашего «дедушку» прибавить на пару зубчиков, а то что-то тяжеловато идти. «Зубчик» - это одно деление на топливной рейке. Т.е. «Ленин» попросили нас поддать газку, иными словами. Наш дедушка ответил, что конечно сейчас добавит, без проблем. А сам мне говорит – «Убавь на пару зубчиков, у них топливо дармовое, а мы хоть сэкономим немного». Я убавил. Он докладывает на «Ленин» - «Всё, добавили, как вы и просили». А оттуда отвечают – «Вот, сразу чувствуется – давно бы так». В общем и смех и грех.
Прошли Карские ворота, льды начали потихоньку расступаться, и «Ленин» нас покинул. Пожелали друг другу счастливого плавания, мы курсом на Мурманск, а «Ленин» по своим ледовым делам кого-то освобождать из плена.
Вот такая была история с закрытием навигации по СМП в 1988 году.
В Арктике очень красиво, очень экстремально и интересно. И это – на всю жизнь и память и впечатления. Я влюбился в Арктику, это реально круто.
Всем рекомендую посетить. Никакие Тайланды и т.п. рядом не стояли.
Всем удачи!!!
P.S. Впереди ещё много было интересного - и Шпицберген и кругосветка и т.д. Не знаю, соберусь ли ещё делать публикации - всё от вас зависит. Если поддержите, то у меня не будет выбора ).
Ваш Felix U