Найти тему
Теодорычевы байки

Лабух. 22. Болеро Равеля

Первый рассказ цикла Лабух здесь.

Говорят, что Равель написал свое знаменитое Болеро для своей приятельницы – балерины. Искренне надеюсь, что она того стоила.

Болеро Равеля. Фото из открытых источников.
Болеро Равеля. Фото из открытых источников.

Мелодия Болеро настолько замысловата, что редко кто может ее запомнить с первого раза. Основная тема Болеро повторяется 27 раз, но совсем не надоедает. Исполняется Болеро не совсем так, как прочие симфонические произведения.

Жозеф Морис Равель. Фото из открытых источников.
Жозеф Морис Равель. Фото из открытых источников.

Во-первых, барабанщик при исполнении Болеро сидит к публике ближе, чем дирижер. Дирижер, прежде чем начать дирижировать, ритуально спрашивает барабанщика: «Готовы Маэстро?» и только после этого поворачивается к оркестру.

Во-вторых, состав оркестра. Состав симфонического оркестра расширяется семейством саксофонов (сопранино, альт, тенор, бас), добавляется баскларнет, контрафагот, английский рожок, челеста (это такое пианино, где вместо струн колокольчики) и тамтам. Тамтам – это ударный инструмент, представляющий собой лист нагартованной бронзы, растянутый на деревянной раме размером 3 на 3 метра.

Многие инструменты я увидел первый раз в жизни. Я попробовал поиграть на челесте, послушал контрафагот, который звучал, как бомбардировщик, заходящий на бомбометание. Поразил меня и баскларнет, который настолько тяжел, что внизу имеет специальный упор в пол. И, конечно, мне не давал покоя Тамтам.

Музыкальный инструмент таттам. Фото из открытых источников.
Музыкальный инструмент таттам. Фото из открытых источников.

Перед репетицией я подошел к тамтаму и щелкнул его пальцем. В ответ он недовольно зарычал. К сожалению, на репетиции отсутствовал ударник, который должен был играть на тамтаме. В перерыве я сел на место этого ударника и с удивлением обнаружил, что в партии всего один удар в самом конце произведения.

Мое желание услышать рычание тамтама в теме Болеро было непреодолимо. Поэтому, когда мы на второй части репетиции устраивали прогон, то я, аккуратно положив валторну на стул, переместился на свободное место ударника. Утвердившись на этом месте, и взяв в руки колотушку с мягким войлочным шариком на конце, я сделал знак дирижеру. Мол, я на месте и готов исполнить партию тамтама.

Дирижер неуловимым жестом, понятным только музыкантам, ответил мне: «Все понял. Я покажу тебе твой удар». Вообще говоря, в нотах тамтама есть реплики партий других инструментов, так что следить за вступлением довольно просто, но раз дирижер обещал показать, то я перестал следить за репликами, а стал смотреть на дирижера.

Колотушку я держал в правой руке на изготовку и, поскольку ожидание все длилось, стал инстинктивно отводить руку для удара все дальше и дальше, увеличивая замах. Вот проскочила последняя реплика, и я увидел палочку дирижера, которая прямо указывала на меня. Я резко среагировал и стукнул по тамтаму. Вся сцена мгновенно наполнилась басовитым рычанием, за которым совершенно не было слышно других инструментов, поэтому все прекратили играть и с интересом смотрели на меня - главного по тамтаму.

Я вскочил со стула и стал ладонями гасить звук тамтама. Если бы я играл на тарелках, то это довольно эффективно погасило бы их звук, но тамтаму это было, как слону дробина. Он звучал еще минут десять и дирижер демонстративно пошел покурить, а все оркестранты в голос смеялись надо мной.

Дирижер после репетиции высказался мне, что больше подобного хулиганства он терпеть не будет и выгонит меня ко всем чертям, а музыканты еще пару репетиций подначивали меня насчет тамтама и колотушек. Понятно, что я, стараясь не уронить свой пошатнувшийся авторитет, к тамтаму не подходил.

На концерте ударник на тамтаме все-таки появился. Он недоумевал, почему все оркестранты смотрят на него со смешинкой в глазах, а когда настало время его удара, то все вообще повернулись к нему, чтобы увидеть, что произойдет.

В месте удара тамтама симфонический оркестр играет нисходящие секвенции. Так вот ударник, держа колотушку непосредственно у самого диска тамтама, легонько ударил по нему так, что, когда секвенции стихли, стих и сам тамтам.

Дирижер подошел ко мне в перерыв концерта и сказал: «Ну! Ты все понял? Так что можешь дальше играть на тамтаме». Я промямлил что-то в смысле, что на тамтаме должны играть профи. Дирижер подумал и сказал: «Вот это правильно. Делай то, что умеешь». Это был хороший совет, но Вы представить не можете, как трудно этому совету следовать.

Уважаемые читатели ЗДЕСЬ, Вы можете скачать все байки целиком, в том числе еще и не выложенные в оригинальном варианте и без Дзен цензуры.

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал, и если Вам понравились байки, то ставьте «лайки».

С уважением, Лолейт А.Т.

Читайте предыдущий рассказ " Лабух. 21. Мальчик любит музыку" здесь.

Читайте следующий рассказ "Лабух. 23. Вундеркинды" здесь.

Об авторе баек читайте здесь.