Привет, дорогой читатель. Сегодня речь пойдёт не столько о полезных привычках или книгах, сколько о том, чему я научилась за прошедшую неделю.
Рассказ будет касаться не всех сфер моей жизни, а только одной - учебной, и если выражаться точнее, то предмета под названием"Психология личности".
Вот и подошла к концу очередная неделя увлекательного семестра. По традиции я опишу всё то новое, с чем мне пришлось столкнуться на парах "Психологии личности". Итак, в начале 3 недели...3 недели? Секунду, неужели отметка моей учёбы в 2020 перешла эту черту? (Как же быстротечно время, когда его ты упускаешь ход). Казалось бы, ещё вчера ты с неистовой радостью закрыл строку последнего экзамена, а сегодня за плечами месяц летнего семестра. Неплохая скорость, время, неплохая.
Время - неисчерпаемое богатство, которое никто не вернёт тебе в виде сдачи.
К слову о времени. Задумывались ли Вы о том, как в ходе истории менялись представления о различных явлениях, предметах и терминах? В разные эпохи уровень знаний людей и их научные взгляды значительно отличались. Так, в продолжение тематики статьи, не обошла стороной история психологической мысли и представление о личности. Поговорим об этом подробнее.
"Ранняя личность" или первые представление о личности в психологии.
1. Уильям Джеймс (1842 - 1910) - американский психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма.
По мнению Джеймса, личность - это некое интегративное начало, обнаруживающее себя в самопознании. Она существует в 2 основных видах:
- "Я - субъект"( чистое Я) - это начало, которое непосредственно мыслит.
- "Я - объект" (эмпирическое Я) - начало, включающее в себя то содержание, которое обнаружило в себе "чистое Я".
2. Уильям Штерн (1871 – 1938 гг.) – немецкий психолог и философ, один из основателей персоналистической психологии.
Психолог утверждал, что личность – это самоопределяющаяся целенаправленно и сознательно действующая целостность, обладающая определённой глубиной. Однако, следует отметить, что целостность - это далеко не законченность развития. Штерн выделил структуру личности, в которой выделял упорядоченные «частные целые», что тоже структурированы и находятся в определённом соподчинении друг с другом. Таким образом, каждое изменение в частном целом влечет за собой изменение в частном-общем.
3. Эдуард Шпрангер (1882 -1963 гг.) - немецкий философ, психолог и педагог.
Шпрангер считал, что главное в личности – это ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Отсюда он выделил следующие 6 типов понимания жизни (по другому 6 типов личности):
Теоретический человек – это тот, который стремится к познанию. Познание закономерностей, познание сущности мира, познание отношений людей является для него ведущим.
Экономический человек характеризуется как человек, который ищет пользу в познании. При этом Шпрангер не отождествляет этот тип с человеком эгоцентричным, думающим только о собственном благе. Речь идет о том, что для такого человека познание должно привести к пользе. Ценность познания для экономического человека – это направленность на познание того, что приносит пользу: самому себе, семье, коллективу, человечеству.
Эстетический человек – это человек, который познает мир и стремится познать его через оформленное впечатление, через самовыражение. Все воспринимается эстетическим человеком как нечто гармоническое или негармоническое.
Социальный человек. Это человек, который хочет найти себя в другом. Шпрангер говорит, что существует особая деятельность. Эта деятельность – найти себя в другом, жить ради другого, стремление к всеобщей любви, любви к человечеству. Социальный тип действует, живет ради любви к другим людям.
Политический человек. Это не человек, который стремится к административной власти. В понимании Шпрангера власть заключается в том, чтобы иметь силу следовать высшим требованиям. Реальная власть – это власть, которая основывается на истинных духовных ценностях. В основном для него власть определяется в чисто психологическом плане, она детерминирует действия и мотивы других людей. Этот властный тип жаждет власти из-за того, что он стремится детерминировать действия и мотивы других людей, но это необязательно должно быть в политическом смысле.
Религиозный человек – это тип человека, у которого ценностная ориентация состоит в том, что он ищет смысл жизни. И первый тип, теоретический, тоже, по существу, ищет смысл жизни. Но если теоретический тип считает, что самое главное у него в жизни – стремление к познанию, то он стремится к поиску закономерности смысла жизни. Религиозный же тип ищет доказательство, что есть какая-то высшая духовная сила – божество; этот тип ищет начало всех начал. Он считает, что есть извечное, и оно является, оно детерминирует жизнь человека.
4. Конституциональные типологии Эрнста Кречмера и Уильяма Шелдона.
Ведущей идеей этих психологов заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. На основании данного предположения они выделили следующие типы:
Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями.
Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
Диспластик - человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).
5. Гормическая психология Уильяма Мак-Дугалла (1879-1938).
Причину социального поведения психолог видел в социальных инстинктах. Горме выступает и как движущая сила, и как объяснение инстинктивного поведения. Социальное поведение раскрывается в гормической психологии как спонтанное устремление к цели под воздействием иррациональных, неосознаваемых влечений. Из социальных инстинктов выводятся все социальные явления и учреждения: семья, торговля, революция, война и т. п.
Семь основных социальных инстинктов по Мак-Дугаллу:
Таким образом, за эту неделю, как Вы могли заметить, я узнала достаточно объёмную информацию, касаемую темы личности. Во многом это связано с тем, что с каждым занятием мы делаем всё новые шаги на пути изучения столь обширной дисциплины. Теперь, помимо простых определений "личность" и её свойств, мы непосредственно переходим к разного рода теориям и концепциям. Именно поэтому впереди меня ждут ещё десятки интересных открытий. Оставайтесь со мной, чтобы не пропустить очередную дозу рефлексии.
А на этом, пожалуй, всё. Мой канал всегда открыт для подписок, так Вы не пропустите всё самое новое и интересное.
К слову, если что-то Вас заинтересовало или какую-то информацию Вы бы хотели узнать подробнее, то оставляйте комментарии, делитесь своими мнениями - я обязательно отвечу, а может и создам отдельный пост на тему Ваших вопросов. Всем бобра добра и до скорой встречи на долине жизни.