Когда я слышу, что администрация Нижнего Новгорода разрабатывает и принимает концепцию развития транспортной инфраструктуры на полтриллиона рублей или вот теперь программу развития социальной инфраструктуры, я понимаю, что и депутаты, и чиновники искренне считают, что денег на эти масштабные планы хватит. Надежды на это дает и январское послание президента Федеральному собранию. А назначение Мишустина премьер-министром открывает возможности для того, чтобы необходимые средства были найдены.
Но надо обратить внимание на несколько важных моментов.
В таких случаях я всегда вспоминаю известное произведение Соловьева о Ходже Насреддине, который пообещал эмиру, что его ишак через двадцать лет заговорит. Знакомые посочувствовали: «Заранее можешь проститься со своей головой». Насреддин успокоил их: «За двадцать лет кто-нибудь из нас уж обязательно умрет — или я, или эмир, или этот ишак».
Так и с этими программами: или депутатов уже не будет, или мэра, или про эти планы все забудут.
Хочется верить, что намеченное осуществимо. Но под каждую из этих программ нужно прописать все конкретно – по годам, по деньгам, по исполнителям и по ответственным за исполнение. Нет ответственных – не будет и результата. Опять половину разворуют, как писал Салтыков-Щедрин.
Что касается транспортной инфраструктуры, то денег на задуманные станции метро у нас не будет. Поэтому необходимо развивать электрички и трамваи. У нас есть возможность сейчас пустить трамвай без пробок от Афонино до Ольгино и Новинок, включенных в состав Нижнего Новгорода. А также в нижней части города: Автозавод – Московский вокзал – Сормово – и закольцевать напрямую на Автозавод.
А пока трамвай в Нижнем уничтожают. Четыре моста – и только по одному ходит этот самый экологичный транспорт, который идет по рельсам, минуя пробки.
То же с электричками. Как они сегодня помогают в Москве: радиальные, круговые и так далее. У нас в Сормове пустили одну коротенькую веточку Козино – Варя. Но этого недостаточно, надо решать вопрос более кардинально. Строить новые автодороги с развязками намного дороже, чем пустить небольшой железнодорожный электросостав по уже имеющимся путям.
Поэтому по развитию транспорта в Нижнем Новгороде нет сегодня ни стратегии, ни тактики. Только сумбурные действия человека, который не знает, за что ухватиться в первую очередь.
Неслучайно директора транспортного департамента меняются как перчатки – не успел сезон закончиться, уже новый директор. Не знаем, чего хотим – то ли транспорт развить, то ли карманы набить.
Александр Суханов