Найти в Дзене

5 советов, как пережить шок.

Психологическая травма - стрес­совое событие высокой интенсивности. И как любое явление имеет этапы течения Попадая в ситуацию связанную с горем, мы так или иначе проходим: 1. Этап шока, или отрицания Столкнувшись с чем­-то, чего раньше с нами не происходило, мы не сразу понимаем что это такое и как с ним быть, а главное зачем с ним быть - оно болезненное. Другими словами психотравмирующая ситуация - это гром среди ясного неба. А человеческая реакция на это - замирание. Проходит какое­то время, ситуация связанная с горем никуда не делась, не испарилась, не пропала и все еще есть. Она потихоньку становится реальностью. И тогда, доходя полноценно до нашего сознания, психотравмирующая ситуация вызывает злость. 2. Этап агрессии, злости, гнева «Почему так произошло. Я ненавижу мир, в котором так больно. Я ненавижу виновника этой ситуации, мне больно, я хочу испепелить реальность, в которой такое происходит…», - звучат слова в голове. Агрессия - маркер потери ценности, маркер боли, от боли хочется крушить. И ведь правда несправедливо и больно, что в мире происходит столько всего: умирают дети, уходят близкие, горят дома, и т.д. Этого не должно быть. Никто подобного не заслуживает… Злость помогает уменьшить аффект, накопившийся внутри. С помощью злости этот аффект выходит и уменьшается. Порой можно искать виноватого, к примеру, винить человека что он умер, он ведь оставил вас… Или винить себя в болезни ребенка - « недосмотрел…» Вроде как поиск виноватого объяснит произошедшее, уменьшит боль, изменит произошедшее. Если виновный на самом деле есть, тогда можно разрабатывать план мести, чтобы как­то уменьшить боль. Но не зря старая мудрость гласит - месть не вернет человека и не потушит пожар внутри, она удвоит боль и добавит бессилия. 3. Следующий этап - последний рубеж перед принятием реальности Есть такой анекдот - «все мы атеисты до первой тряски в самолете…». Когда происходит что­то сложно переносимое для нашего внутреннего мира, мы все обращаемся к какой­то вере, идее справедливости. «Забери это и я всегда буду хорошим…» - говорят дети маме в детстве показывая порезанный палец… Когда невыносимо больно от бессилия, злости, горя и боли, всем хочется, как в детстве, обратиться к миру, богу, маме, да хоть к зеленым человечкам, только бы помогли восстановить справедливость: «вернуть дом, уменьшить боль, вылечить смертельно больного, и тогда мы больше никогда…. Или всегда….» Последняя детская вера в чудо…. Но чудеса бывают редко и точно не меняют реальность волшебным образом. 4. Этап горя После всех отрицаний, злости, и попыток договориться с миром как в детстве, приходит полное осознание произошедшего. Ситуация уже свершилась. Есть, как есть. Чуда не будет. Все. Это осознание падает как камень сверху, прибивая нас к земле острой психической болью. И тогда идет настоящий процесс оплакивания утраченной ценности. Так как было - больше не будет. Будет как­то иначе. Этот этап самый главный. Он символизирует прощание с прошлым и постепенное принятие нового, где все будет по - новому. Не случайно раньше на похороны приглашали бабушек­плакательниц за деньги, их задача была проста - плакать. Это давало толчок для близких умершего перейти от шока к оплакиванию, к принятию реальности, к прощанию с близким. 5. Этап Принятия После прощания с ценностью, она остается в памяти и в опыте, интенсивность боли постепенно снижается и у человека появляется возможность посмотреть на мир вокруг и пробовать в нем жить уже с изменившейся историей жизни. И именно тогда перестает болеть и наступает столь долгожданное облегчение. Пройдя все эти этапы, ситуация горя или психотравма встраивается в опыт, и жизнь продолжается дальше. Сложность наступает, когда на каком­то этапе происходит слом или застревание. Тогда и появляется то самое посттравматическое расстройство: психотравма, изменившая жизнь или болезни и симптомы, которые раньше не проявлялись. В современной жизни, где много культа уверенности и успешности - плаксивость и страдания не приветствуются. И люди справляются с горем молча стиснув зубы, чтобы не судили окружающие, таким образом не дав себе время на ассимиляцию происходящего.