В данной теме мы рассмотрим первую основу концепции Теософии, которая заключается в существовании Абсолюта, как первоосновы всего существующего. Эта тема является сложной для читателя и возможно не все осилят ее до конца. Но как Азбука начинается с буквы «А» так и мироздание начинается с Абсолюта. Эта тема требует большого количества собственного воображения и размышления, так как примеров из жизни, для помощи, привести почти невозможно. Следующие темы будут более просты для понимания, так как меньше находятся в области абстрактного мышления.
Загадка о том, откуда произошли все вещи (материальные объекты) в том числе и человек, существует очень давно. Мировые религии отвечают на этот вопрос одинаково, Бог - творец всего. Представители официальной науки придерживаются точки зрения в виде теории большого взрыва и сухой эволюции от простого к сложному. О позиции официальной науки мы будем говорить немного позже, рассматривая образование (диференциацию) материи в привычном нам понимании. В настоящий момент мы более подробно рассмотрим точку зрения мировых религий относительно первоисточника всего сущего.
В Европейской цивилизации, исторически основанной на Христианстве разных видов, имеется постулат о существовании триединого Бога (троица), который является творцом всего сущего, в прямом смысле этого слова. В Христианстве три части этого единого существа называются «Бог Отец; Бог Сын и Бог Святой Дух». В науке Католиков, Бог Сын считается изошедшим (рожденным) от Бога отца, а Святой Дух считается изошедшим (рожденным) от Бога Сына. В Греко-Русском Христианстве считается, что Бог Сын и Бог Святой Дух изошли (рождены) от Бога Отца. Именно это различие, считается основанием для разделения Христианства, как науки на две большие, непримиримые во взглядах, части Католиков и Греко-Русских христиан. Вы удивлены, что за вопрос явился точкой непримиримых разногласий между Христианами? Да именно этот вопрос и стал точкой раскола. Сегодня бы мы сказали, что это просто несерьезно, но многие столетия назад люди видели это иначе. На самом деле раскол между двумя ветвями Христианства, произошел по политическим мотивам, а вопрос происхождения триединого Бога, был всего лишь предлогом или удачным оправданием, назревшего в тот момент конфликта. Но вернемся назад к нашей теме и о триедином Боге Христиан укажем следующее, материя из которой состоят все вещи отделана от Бога т.е. все предметы состоят не из тела самого Бога, а из чего иного. Но Бог имеет над этой материей полную власть, создавать из нее любые вещи. Бог Отец никогда не рождался и не от кого не исходил, он есть самосущий и вечный. Здесь мы не будем подробно разбирать Христианскую науку, называемую «теология», нам нужны только несколько ее постулатов, которые очень сильно противоречат не только основам Теософии но и многим мировым религиям.
Теперь опишем как обстоит дело на самом деле. Теософия и другие Мировые религии заявляют о существовании Абсолюта, который является причиной всего во Вселенной да и самой этой Вселенной как таковой. Из этого Абсолюта регулярно и периодически появляется триединый Бог, именуемый по Греческой традиции «Логосом», что в переводе на Русский язык означает «Слово».
В следствие того, что данную Азбуку читают представители научного сообщества, которым слово Бог может резать ухо и доставлять некие психологические страдания, принято толерантное решение заменить слово Бог, сухим словом «Логос» или его синонимом «Природа». Слово природа является полностью спокойным термином и не может вызвать в уме и сердце любого человека раздражающих, плохих мысленных и эмоциональных ассоциаций. Под Природой далее мы будем понимать весь Космос со всем, что в нем есть без исключения, в том числе Астральный, Ментальный и вышестоящие миры. Греческий термин Логос необходимо очень кратко пояснить, так как его точный перевод «Слово» не дает правильного значения. Термин «Слово» переводится на Русский язык не как существительное, обозначающее предмет, а как глагол обозначающий действие. Слово в действии это речь. Речь по своей сути это звук или волновое колебание в материи. Правильный перевод термина Логос это звук. Но это не просто звук без какой либо задачи. Целью речи (слова, предложение и.т.д.) является создание конкретной мысли в уме человека или животного и для того что бы правильно сформировать смысл, человек подбирает нужные слова. Логос это не просто звук в пространстве, а специально сформированная, сложная последовательность звуковых волн с целью создания конкретных форм в материи, по которой он распространяется. Древние Греки использовали термин Логос как разумный звук зная, что он может воздействовать на материю во вселенной и придавать ей различные формы.
Опять немного отвлечемся и приведем научное обоснование переводу термина Логос как звук создающий формы в материи, что бы Теософию и древних Греков не обвиняли в пустословии. Немецкий физик Хладни Эрнст Флоренс Фридрих (1756 г.р.) считается основоположником экспериментальной акустики. Он показал, что волновое движение звука создает на поверхности пластины различные узоры, которые известны в науке под названием «Фигуры Хладни». В интернете Вы можете найти много видео и специализированных сайтов с этим эффектом. Выражаю ушедшему из Физического мира Эрнесту Хладни Благодарность, за это частичное открытие тайн звука. Если звук может воздействовать на довольно «тяжелую» физическую материю в опыте с порошком, то с какой же легкость он будет воздействовать на невообразимо менее тяжелую Астральную, Ментальную и иную материю. Получается, что тысячи лет назад, Греки и другие религии мира, уже знали о возможности звука создавать формы в материи.
Вернемся к основной теме. Мы уже сказали, что Абсолют является первопричиной всему. Есть шутливые рассуждалки: где у палки конец, а где начало?; что появилось первым, курица или яйцо? Можно сказать, что Абсолют это именно то яйцо из которого все происходит, но само это яйцо существовало всегда и никогда не было рождено. В Индии есть интересный термин для обозначения Абсолюта «Безкорневой корень». Это означает, что из этого корня произрастает все, но сам этот Безкорневой корень не имеет ни в чем причины своего рождения или существования. Слово Абсолют в Русском языке, а возможно и в других языках, имеет мужской грамматический род. Это является ошибкой, Абсолют по своей сути не имеет никакого рода вообще, так как не является существом в привычном нам понимании. Для того, что бы не использовать слова имеющие какой-либо род, на Востоке принято называть Абсолют термином «То». На вопрос: «Что было до того, как появился Космос» на востоке нам ответят - То. На вопрос: «Что останется, когда Космос исчезнет» - нам ответят — То, останется.
Есть и другие термины, в мировых религиях, для обозначения Абсолюта. Например в Индуизме (школы Веданты) существует термин «Парабрахман» (иногда можно встретить Парабраман), который состоит из двух слов «Пара и Брахман». Брахман (Браман) означает триединого Логоса целиком, аналог Христианской Тройцы, а слово Пара означает вне или за пределами чего-то. В данном случает, находящийся вне или за пределами Брахмы. Мы видим, что Индуизм признает существование первопричины из которой появляется Брахма т.е. Космос со всеми вещами в нем.
Если же мы посмотрим на Буддизм, его северного вида, то найдем там похожую концепцию под названием «Свабхават».
В Иудейской Кабале идея существования Абсолюта так же присутствует в виде Эйн-Софа, который на Русский язык переводится как не имеющий качеств или атрибутов.
Если же мы обратимся к древнему Египту, то найдем аналогичную идею существования Абсолюта под названием непознаваемого.
Тоже самое мы найдем в Зороастризме, Древней Китайской науке, в Греческой системе и других. Более подробно можете прочитать об этом в книге «Древняя мудрость» А.В. Безант; «Ключ к Теософии» и «Тайная доктрина т.1» Е.П. Блаватской.
Какие же качества можно приписать Абсолюту, что бы его охарактеризовать и понять? Для того что бы ответить на этот вопрос необходимо предварительное пояснение. Существует два прямо противоположных способа описания: 1) путем перечисления качеств или атрибутов предмета, личности или явления; 2) путем отрицания качеств.
Первый способ используется почти всегда. Для наглядного примера давайте попробуем описать стул. Мы будем делать это путем перечисления его свойств, качеств и отличительных особенностей от других предметов. Например стул: деревянный (описываем материал), 60 см. высотой (описываем размеры), покрашен в синий цвет (описываем характеристику цвета), легкий или тяжелый (описываем вид древесины сосну или дуб), 3 года с даты производства (описываем дату происхождения и срок существования предмета). Полагаю, что Вам стало понятно суть способа описания предмета путем перечисления его отличительных качеств. Этот способ мы применяем постоянно, так как любой конкретный предмет, лицо, явление имеет свои уникальные отличительные характеристики.
Но что делать когда объектом описания является Абсолют. Древние Мировые религии, в том числе и Теософия, пришли к выводу, что такое явление как Абсолют невозможно описать привычным нам способом. Все сошлись в едином мнении об использовании отрицательного метода описания. В силу того, что Абсолют существовал и будет существовать всегда т.е. никогда не рождался, ниоткуда не исходил (эманировал), самосуществующий, то его характеристикой является вечность. Как Вы понимаете вечность не предполагает никакого отрезка времени, по своей сути это слово абстракция. К вечности ничего нельзя прибавить или отнять, умножить или разделить. Поэтому первой характеристикой Абсолюта является термин вечность. Но и здесь есть большое Но. Обычные люди подразумевают под вечностью линию времени не имеющую начала и конца, длящуюся вечно. Но древние исследователи мироздания и мироустройства, хоть и использовали слово вечность, но подразумевали под ним другой смысл. Он заключался в следующем: мы привыкли к трем терминам прошлое, настоящее и будущее. Прошлое прошло его нет, настоящее происходит сейчас, а будущего нет, оно еще не наступило. Через секунду будущее стало настоящим, а то что было настоящим секунду назад стало прошлым, этот процесс не останавливается пока действует сознание. Для наглядности приведем прекраснейший пример, со старым прибором уже давно забытым. Возьмем видеомагнитофон и старую видеокассету с магнитной лентой.
Внутри видеомагнитофона находится чувствительная видеоголовка, которая считывает информацию с магнитной ленты кассеты и преобразует ее в изображение и звук на телевизоре. Представьте, что Вы вставляете в видеомагнитофон кассету с фильмом. Ваше сознание есть чувствительная магнитная головка видеомагнитофона. Через Вас (магнитную головку) с постоянной скоростью движется магнитная лента несущая с собой информацию в каждом кадре. Эти кадры проплывают перед сознанием и мы воспринимаем их как настоящее. Те кадры которые уже прошли через магнитную головку (сознание) стали прошлым, те которые еще не дошли остаются будущем. Мы считаем, что прошлое не существует так как оно безвозвратно прошло. Но в случае с видеокассетой и магнитной головкой такое вывод является полным абсурдом. Магнитная лента хоть и прошла через считывающую головку, но не перестала при этом существовать. В любой момент времени можно нажать перемотку назад и посмотреть любое прошедшее событие в фильме, воспринимая его снова как настоящее.
Допустим сознание, просмотрев половину фильма, размышляет о том как будут происходить события далее в фильме, т.е. в будущем. Сознание может строить только предположения о том, что будет во второй половине фильма, так как считает будущее несуществующим. Но опять же в случае с видеокассетой и магнитной головкой такой вывод снова является полным абсурдом. Вся будущая информация о фильме уже существует и записана на магнитную ленту, которая еще не прошла через считывающую магнитную головку (сознание). Можно нажать нажать кнопку перемотки вперед и посмотреть конец фильма, сознание при этом будет удивлено, что оказалось в будущем перепрыгнув через множество событий. Человечество, в этом примере представляет магнитную головку видеомагнитофона, через которую с постоянной скоростью протекают кадры жизни из будущего через настоящее в прошлое.
Но есть некоторые люди (экстрасенсы, йоги), сверхлюди, которые способны перематывать эту кассету назад или вперед по своему усмотрению. Теперь, зафиксированные факты о ясновидении в прошлое или будущее, не будут казаться невозможными с научной точки зрения. Вернемся к вопросу Абсолюта и его характеристики вечности. Сознание Абсолюта не воспринимает вечность как бесконечную длительность чередующихся кадров на видеокассете, а видит все кадры сразу и одновременно. В сознании Абсолюта нет понятия прошлого и будущего есть только одно вечное настоящее. Для нас людей это не привычно, но это не значит, что это не возможно.
Теперь думаю Вам стало более понятно, в чем заключалась особенность понятия вечности, применительно к Абсолюту.
Теперь перейдем ко второй характеристике Абсолюта, которая также носит отрицательный характер в виде бесконечности. Где находиться Абсолют, где его начало и где конец? В какой части Вселенной он расположен? На эти вопросы ответ один, везде. Нет места где бы не было Абсолюта. Собственно говоря Абсолют это и есть бесконечное пространство, можно сказать, что Вселенная это его тело. Не может быть, ни теоретически ни практически, не одной точки пространства которая бы не относилась к Абсолюту.
Читая книги по Теософии 19-20 веков Вы не раз обнаружите термин Вселенная. Но помните, что к сожалению он имеет двойное значение и в каком из них он используется, нужно догадываться самостоятельно. Первый смысл термина Вселенная — это бесконечное пространство, которое является телом Абсолюта. Вселенная в этом понятии это абстракция, для ума человека как конечного существа, но не для сознания Абсолюта. Второе значение термина Вселенная, это конкретная часть бесконечной Вселенной, которая доступна или будет доступна для наблюдения человеком. Иногда Вселенную в этом смысле называют астрономической Вселенной.
Для того чтобы исключить недопонимание, в настоящей Азбуке под термином Вселенная будет пониматься бесконечность или тело Абсолюта. Периодически, внутри этой Вселенной (бесконечности), появляется и исчезает, огромное существо называемое Логосом или триединой Тройцой. Каким бы огромным, по человеческим меркам, не было тело этого Логоса, все же оно имеет свои конкретные границы. Именно внутри тела Логоса все имеет свое существование: кварки, атомы вещества, химические элементы, люди, планеты, звездные системы, галактики, скопления галактик, все межзвездное пространство, все газопылевые туманности, метеоры, кометы, темная материя и все остальное, что известно и неизвестно человечеству. Причем это касается не только всего, что есть в Физическом мире, но и всего, что существует в Астральном, Ментальном и всех вышестоящих мирах. Все это одним словом далее мы будем называть термином Космос. Получается, что Вселенная это тело бесконечного Абсолюта, в котором периодически появляется и исчезает Космос, являющийся телом Логоса и имеющий конкретные размеры. Внутри этого огромного тела т.е. Космоса мы все живем и существуем.
Далее следует пояснить характеристику Абсолюта как бесконечности. Под термином бесконечность пространства люди понимают бесконечную протяженность чего-то в различных направлениях: вверх вниз; вперед назад; влево вправо. Для изменения своего места положения, человеку необходимо двигаться в пространстве. Сознание Абсолюта присутствует в любой части бесконечного пространства Вселенной, для него нет места «там», где меня нет и «тут» где я есть. Для Абсолюта все пространство воспринимается как здесь одновременно и сразу.
Третья характеристика Абсолюта - абсолютность сознания и его пассивность. Считается, что сознание Абсолюта не является активным как наше человеческое. В нашем сознании постоянно происходит смена различных эмоций и чувств, появляются и исчезают различные мысли. Наше сознание либо отдыхает в спокойствии либо трудиться, размышляя над чем-либо. Сознание Абсолюта всегда пассивно или спокойно, в нем нет эмоциональных или мысленных изменений как у человека. В сознании Абсолюта присутствуют абсолютно все идеи и мысли, но не одна из них не становиться активной, на некоторое время как у человека. Теоретически и практически не может существовать ни одной мысли или идеи, которая бы отсутствовала в сознании Абсолюта, иначе это сознание не называли бы Абсолютным. А вот у, периодически появляющегося из Абсолюта, Логоса (Тройцы) сознание активно и изменчиво, в нем есть программа создания Космоса, его постепенная эволюция через различные стадии.
Однажды у Будды спросили примерно следующее: если «Парабрахман» (Абсолют которого мы изучаем) является высшим существом из всех, следует ли «молиться» именно ему, вместо других более низких Богов. На это Будда ответил следующее: не стоит «молиться» безмолвию, оно Вас не слышит и ответить не может. Это полностью подтверждает абзац о пассивной природе Абсолютного сознания, в нем не может возникнуть конкретная мысль, например о человеческой молитве. Абсолют является пассивным еще и в том смысле, что он не совершает никаких действий вообще: он ничего не создает, не разрушает, не думает, не радуется, не злится, не награждает и не карает. Абсолют не развивается, не эволюционирует, не само совершенствуется, он сама Абсолютность и самосовершенность.
Четвертая характеристика Абсолюта это, первичная субстанция. Наука давно пытается найти первоэлемент из которого, образуя различные комбинации, состоят все вещи. Но наука даже представить себе не может как, ее мельчайшие частицы «кварки», находятся далеко от первичной субстанции Вселенной. Мы уже говорили, что Абсолют это бесконечное пространство, оно же Вселенная. Но это бесконечное пространство не является пустым, оно заполнено первичной субстанцией, которая по своей сути является частью Абсолюта. В книгах по Теософии эту первичную субстанцию можно встретить под названием первичная материя, эфир пространства, Акаша и.т.д. В Мировых религиях мы найдем следующие термины, синонимы первичной субстанции: Индийское — «Мулапракрити»; Буддийское — «Свабхават»; Матерь-Природа; Корень-Природа и.т.д. Читатель сделает ошибку если подумает, что первичная субстанция есть материя в привычном понимании этого слова. Это не так, это основа в которой, а не из которой третий Логос (Святой Дух), создаст первые микрочастицы, основу всех вещей. Без первичной субстанции, существование материи теоретически и практически невозможно.
Эту мулапракрити или первичную субстанцию, в религиозной науке Индуизма, Буддизма, Египта и Теософии называют «Тьмою» или «Покровами» скрывающими Абсолюта от взгляда Логоса, когда последний пробуждается к деятельности. В этих мировых религиях термин Тьма, категорически не обозначает ничего плохого, злого, демонического или сатанинского. Для злого и плохого употребляется термин Тень.
Проявляясь, Логос пытается разглядеть Абсолют, в котором он находится, но не может этого сделать, так как описываемая первичная субстанция (Тьма), скрывает Абсолюта от взгляда Логоса, а ведь Логос величайшее существо в Космосе, после Абсолюта. Получается, что Абсолюта никто никогда не видел, даже триединый Логос? Да именно так, существование Абсолюта высчитано древними как математическая теоретическая модель, на основе повторяемости больших и малых процессов в Космосе. Здесь мы не будем вдаваться в мотивировку доказательств в пользу существования Абсолюта из-за их большого объема. Но знайте, что концепция Абсолюта, постулируется не одной религией, а присутствует во всех древних религиях мира, где в тайном виде, а где и в публичном. Даже Христианские Католики в своей науке, стали понемногу склонятся к существованию Абсолюта.
У первичной субстанции есть несколько характеристик: растяжимость; пластичность; светимость; волновая проводимость и.д.р. Их мы будем более подробно рассматривать в теме о происхождении материи всех видов. Но об одной особенности первичной субстанции, необходимо указать в этой теме. Эта характеристика двуполости или двуполярности первичной субстанции. Всем известен предмет магнит. Одна его полярность притягивает метал, другая отталкивает. Две прямо противоположные особенности это не два разных предмета, а две стороны одного и того же явления, магнетизма. У первичной субстанции есть такая же двойная полярность. Беспредельная Вселенная наполнена первичной субстанцией положительной полярности (Тьма). В конкретной части Вселенной, проявляющийся Логос будет создавать материальный Космос. Но перед этим процессом первичная субстанция меняет свою полярность с положительной (Тьма) на отрицательную (Свет). Таким образом появление в Космосе первичного света, является не результатом горения чего-то или путем принесения в Тьму чего-то, что создало свет, а изменения своей собственной полярности, в некоторой части первичной субстанции - Тьмы. У Абсолюта ничего нельзя забрать и в него ничего нельзя добавить или принести извне.
Следующая характеристика Абсолюта это бесконечное, периодическое появление-исчезновение Логоса и образуемого им Космоса. Эта характеристика огромна и будет рассмотрена в следующей теме.
Последнее, что следует сказать это использование терминов Абсолютно, Вечно и Бесконечно в повседневной речи людьми. В древние времена, эти три термина были именами Абсолюта, как Фамилия, Имя, Отчество для людей. Никому, в здравом рассудке, тогда не пришло бы в голову произносить эти слова (имена), применительно не к рассуждению об Абсолюте, а к вопросам человеческой жизни. В древние времена это считалось глупостью, хулиганством, оскорблением самого Абсолюта, святотатством.
Как же обстоит дело сегодня?
Очень плохо, эти слова стали настолько обыденным, что даже не замечают их использование. Когда один человек заявляет, что будет любить другого вечно, разве это не заведомая ложь. Именно так, но это считается благородной и красивой ложью. Когда человек заявляет об абсолютной правильности своего суждения, разве это не смешно и не заведомая ложь, именно так, так как понятие о правильности у всех разное. Когда человек заявляет о бесконечности какого-либо процесса, разве это не заведомая ложь, даже Логос и Космос имеет свои границы во Вселенной.
Если бы древние люди услышали разговор человека 21 века, то назвали бы нас большими дикарями, которые не только не имеют почтения к Абсолюту, но и говорят заведомую ложь как дышат. В языках разных народов мира, есть слова которыми можно заменить, неправильно используемые термины Абсолютно, Вечно и Бесконечно. Помните, что все мировые религии требуют от человека правильной речи, в том числе не преувеличения и не приуменьшения явления, предмета, события.
Подведем итог статьи:
1) Абсолют единственное, что действительно существует, все вещи и существа происходят из него;
2) Абсолют бесконечен в пространстве (Вселенная), само же пространство само по себе вечно, т.е.. никогда не появлялось и никогда не исчезнет;
3) Абсолют вечен по времени, никогда не рождался и ни от кого не исходит;
4) Абсолют обладает абсолютным сознанием пассивного вида, в котором присутствуют абсолютно все мысли и идеи без исключения;
5) Абсолют пассивен и не совершает никаких действий;
6) Первичная субстанция есть часть Абсолюта, она вечна как и пространство;
7) Периодически, из Абсолюта появляется триединый Логос и создаваемый им материальный Космос с использованием первичной субстанции.
При создании статьи, использовались частично или полностью, изображения следующих авторов: Изображение beate bachmann с сайта Pixabay galaxy-2377456.