Наши авиаторы вступали в Курское сражение с приобретенным боевым опытом. Немцы сконцентрировали группу из 2050 машин. Для осуществления координирования работы авиации прислали генерала Ешоннек. Как обычно при наступлении под Курском возлагалось большое значение начальному массированному нападению. Итог Курского сражения и воздействие на весь ход войны общеизвестны.
Воздушная война проходившая практически 1,5 месяца, закончилась уничтожением основных сил гитлеровской авиации. В итоге советская авиация получила стратегическое господство в небе. За этот небольшой отрезок (05.06-23.08) немцы на Восточном фронте недосчитались 3700 машин. Это была большая катастрофа, многие из руководства люфтваффе это осознавали. Генерал Ешоннек не стал ждать осуждения своей деятельности и застрелился. Германия не смогла восстановить свои потери в авиации до конца войны.
Быстрорастущие темпы по вводу авиационной техники позволили руководству Советской армии компенсировать утраты. Готовились свежие соединения, создавались резервы, шло перевооружение. Свежая техника уже не уступала немецкой и по ряду параметров превосходила соответствующие типы машин немцев.
Немцы уже в феврале 42-го отмечали, что взятые трофеи показывают следующее. Что имеет место серьезный рывок технический в развитии строительства самолетов в СССР. Была отмечена конкурентоспособность в сравнении с их лучшими образцами. По их документам советское моторостроение произвело мощный рывок, рывок очень значительный. Рывок в качественном и количественном отношении по сравнению в воюющими странами.
Изменения произошли не только по линии технического оснащения. На уровень поднялось в развитии оперативное искусство и тактика, изменилось управление и планирование, организация взаимодействия. Все факторы в сумме сыграли на изменение соотношения сил в войне за небо. По гитлеровским данным в период с 22.06.1941 г.-31.12.1943 г. только истребителей немцы недосчитались 15 000. Из этой цифры потеряли на Западе 2581 машин (17% общих потерь).
Немцы в издаваемой литературе всячески приукрашивают свои победы и подвиги. Все предназначено для массового читателя. Умелая рука и правдоподобные факты, все создает иллюзию супер-пилота. Он играючи уничтожает малограмотных и нерасторопных русских. За повествование берут начальный и наиболее тяжелый для нас период. Далее идет восхваление немецкой техники и мастерства пилотов.
Опускают факт, что наши авиаторы на устаревших машинах уступали и количеством, но все равно одерживали победы. У немцев даже бытовало мнение, что у Советов существовали подразделения пилотов-камикадзе. Даже издали приказ расстреливать пилотов применивших таран и взятых в плен. Так же тема фантастически большого количества якобы уничтоженных отдельными пилотами немцев. Многие немцы до войны имели опыт боев в Испании и Северной Африке. Счета имели. Здесь нормальная арифметика не проходит.
На счет наших асов попадали подтвержденные участниками боя и наземными войсками одновременно. Масса поединков происходила за линией фронта или над морской гладью. Как там наблюдать с земли? Подтверждать тоже. Часто из-за горячки боя и суматохе невозможно было определить кто сбил, немец записывался на общий счет. Часто опытные командиры победы делили с ведомым. Для воспитания и в интересах педагогики опытные пилоты своих сбитых засчитывали на счет молодых пилотов, чтобы вселить уверенность в молодого пилота.
У немцев подсчет вели персональные службы наблюдения. Истребитель имел специальное устройство-кинофотопулемет. После вылета проявляли и по характеру попадания засчитывали самолет, как выведенный из строя. Но на практике наши пилоты возвращались на израненном самолете, на следующий день техники машину восстанавливали. На якобы сбитом самолете продолжали воевать. Много таких уничтожений легло на ИЛ-2, в сводках звучал часто. А он залатанный снова шел на штурмовку.
Система люфтваффе не отвечала военным требованиям, но на пропаганду работала. Потом последовали мемуары немецких пилотов и генералов. Немцы потеряли самые лучшие силы на Восточном направлении. Подсчет сбитых у нас и у противника был разный. У нас надо подтвердить из 3-х источников, что наверняка сбил. Это часто было не возможно. У гитлеровцев сбитый это несколько попаданий пуль, мол выведен из строя. Все подтверждала только пленка, наши камер не имели.
ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:
ЗА ПОДВИГ ЧУТЬ НЕ РАССТРЕЛЯЛИ!
ОПЫТ ДЕЙСТВИЯ СТРЕЛКОВ 62-й АРМИИ
ОТ СОЛДАТА
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.